Засухин Николай Николаевич
Засу́хин Никола́й Никола́евич (7.4.1922, посёлок Троцк, Самарская губерния ныне город Чапаевск, Самарская область – 25.8.1992, Москва), российский актёр, народный артист РСФСР (1964).
Из семьи рабочих. В 1940–1941 гг. учился в военных училищах Челябинска, Котласа. В 1941–1943 гг. воевал в качестве командира боевых аэросаней на Северо-Западном и Сталинградском фронтах. После ранения работал чертёжником в Котласе и Петрозаводске.
В 1948 г. окончил студию Куйбышевского театра имени А. М. Горького и стал актёром этого театра. Среди ролей: Геннадий Лапшин («В поисках радости» В. С. Розова), Гоша Филиппов («Чудесный сплав» В. М. Киршона), Виктор («Иркутская история» А. Н. Арбузова), Пётр Артамонов («Дело Артамоновых» М. Горького), Отелло в одноимённой трагедии У. Шекспира, Борис Годунов («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого), Федя Протасов («Живой труп» Л. Н. Толстого). Лучшей работой стал образ Ричарда III («Ричард III» Шекспира, 1962), в котором угадывались черты советского партаппаратчика. Этот спектакль сделал актёра знаменитым не только в провинциальных, но и в столичных театральных кругах.
В 1972–1992 гг. в Московском Художественном академическом театре (с 1989 Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова).
Среди ролей: В. И. Ленин («Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина, «Шестое июля» М. Ф. Шатрова), Иван («Иван и Ваня» Л. Н. Чекалова),
Иван Филиппович («Медная бабушка» Л. Г. Зорина), Фёдор Карлович («Эшелон» М. М. Рощина), Желвин («Нина» А. Д. Кутерницкого), прохожий («Валентин и Валентина» Рощина), Мамелюк («Мятеж» Д. А. Фурманова), председатель («Деньги для Марии» В. Г. Распутина), Фабиг («Возчик Геншель» Г. Гауптмана), Понтий Пилат («Бал при свечах» Г. С. Епифанцева по М. А. Булгакову), дядя Митя («Тамада» А. М. Галина), Гудков («Колея» В. К. Арро), Лука («На дне» М. Горького), Мариус («Путь в Мекку» А. Фугарда), секретарь опекунского совета («Мёртвые души» по Н. В. Гоголю), дед Егор («Прощание с Матёрой» Распутина), Симеонов-Пищик («Вишнёвый сад» А. П. Чехова).
В кино дебютировал в 1967 г. в роли заместителя Председателя Совета министров СССР в фильме «Твой современник». Часто создавал на экране образы уверенных в себе, самодостаточных советских руководителей, крупных учёных, убеждающих внутренней собранностью, спокойной и рассудительной интонацией: Ленин («Поезд в завтрашний день», 1970), журналист-международник Смоленцев («Комитет 19», 1972),
генерал милиции («Все улики против него», 1974), Робыкин («Территория», 1978), Григорий Семёнович Рухин («Любовь моя вечная», 1981), Шарапов («Гонки по вертикали», 1982), Николай Иванович Соколовский («Взятка», 1983), полковник КГБ Макаров («ТАСС уполномочен заявить…», 1984), Орешников («Картина», 1985), Нестеров («Конец операции "Резидент"», 1986), Семенюк («Уроки в конце весны», 1990), инструктор ЦК КПСС Емельянов («Чёрный квадрат», 1992).
Те же черты Н. Н. Засухин придал образу В. М. Молотова в фильмах «Выбор цели» (1974), «Солдаты свободы» (1977), «До последней капли крови…» (1978), «Победа» (1984), «Битва за Москву» (1985), «Смысл жизни» (1987), «Закон» (1989), «Сталинград» (1989), «Война на западном направлении» (1990), «Ангелы смерти» (1993).
Среди других ролей: Оскар Папке («Щит и меч», 1967–1968), Сергей Фёдорович Власин («Свеаборг», 1972), Беляков («Хождение по мукам», 1974–1977), Фёдор Михайлович Ковалёв («Легко быть добрым», 1976), Деревушкин Платон Петрович (фильм-спектакль «Эцитоны Бурчелли», 1978), Хаскюля (фильм-спектакль «Приказ номер один», 1978), Мамелюк (фильм-спектакль «Мятеж», 1980), Кэррол Найк («Факты минувшего дня», 1981), директор универсама («Инспектор ГАИ», 1982), Николай Семёнович («Подросток», 1983), Пятиглазов («Клиника», 1984), Шеин («Право на выбор», 1984), Аллен Даллес («Мы обвиняем», 1985), Сергей Борисович («55 градусов ниже нуля», 1986), Царьков («К расследованию приступить», 1986), Сирый, отец Важновой («В связи с переходом на другую работу», 1988), Василий Трофимович («Женщины, которым повезло», 1989).
Особняком в череде кинообразов актёра стоят эмоционально сыгранные им роли предателя Никодимова в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) и неугомонного пожилого рационализатора Железненького в фильме «Развлечение для старичков» (1976).
Последняя крупная работа – роль генерала Сидорина («Тихий Дон», 1992).
Награждён Орденом Отечественной войны 2-й степени (1985).