Военная доктрина Союзного государства
Вое́нная доктри́на Сою́зного госуда́рства, система официально принятых Российской Федерацией и Республикой Беларусь взглядов на военно-политические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Союзного государства и организацию его совместной обороны (далее – Военная доктрина). Впервые была принята в декабре 2001 г.
В Военной доктрине зафиксированы её принципы и основные направления.
Правовую основу Военной доктрины Союзного государства составляют Конституция Российской Федерации и конституция Республики Беларусь, положения Устава Организации Объединённых Наций, Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., Концепция безопасности Союза Беларуси и России от 28 апреля 1999 г., Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о военном сотрудничестве от 19 декабря 1997 г., положения Устава Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), международные обязательства Республики Беларусь и Российской Федерации в военной сфере.
Наличие Военной доктрины свидетельствует о сложившихся между двумя странами отношениях стратегического партнёрства, высоком уровне интеграции в оборонной сфере, а также о близком понимании их военно-политическим руководством проблем военной безопасности и инструментов её обеспечения в условиях современной геополитической обстановки и обусловленных ею угрозообразующих процессов, факторов и опасностей (далее - факторы геополитической обстановки).
В числе таких факторов в Военной доктрине среди прочих определены: противодействие развитию Союзного государства, ОДКБ, а также других интеграционных международных образований с участием Республики Беларусь и Российской Федерации; наличие вблизи границы Союзного государства очагов военных конфликтов; наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) на внешней границе Союзного государства; применение военной силы в нарушение действующих норм международного права, обусловливающее дестабилизацию международной обстановки; попытки изменения ценностных ориентиров и моделей развития государств, дискредитации национальных культур, религий и цивилизаций, фальсификации истории, способствующие нарушению духовно-нравственных связей народов Беларуси и России.
Одно из основных понятий Военной доктрины – военная опасность, под которой понимается состояние военно-политической обстановки, характеризующееся совокупностью факторов, способных при определённых условиях привести к возникновению военной угрозы для Союзного государства.
В условиях турбулентной геополитической обстановки в ряду основных внешних военных опасностей в Военной доктрине названы: наращивание военного потенциала отдельных государств (коалиций государств); присвоение государствами либо военно-политическими союзами прав и функций международных организаций по решению вопросов международного мира и безопасности с применением военных средств; размещение в сопредельных с Союзным государством странах воинских формирований и ударных группировок в высокой степени готовности к применению, активное строительство объектов военной инфраструктуры, совершенствование оперативного оборудования территорий; разработка отдельными государствами механизмов развязывания в других государствах внутренних вооружённых конфликтов в целях смены действующей в них государственной власти или нарушения их территориальной целостности с использованием возможностей сил специальных операций, частных военных компаний и незаконных вооружённых формирований; оказание влияния на закрепление в военных доктринах, стратегиях, концепциях других государств положений о неурегулированности территориальных споров и других межгосударственных противоречий с государствами – участниками Союзного государства.
К основным внутренним военным опасностям отнесены: создание на территории государств – участников Союзного государства террористических и экстремистских организаций (движений), деятельность которых направлена на формирование протестных настроений, провоцирование межнациональной и социальной напряжённости, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды; активизация организованной преступности и нелегальной миграции, способствующих росту незаконного оборота оружия и боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ.
Военная угроза в Военной доктрине определена как «состояние военно-политической обстановки, указывающее на реальное намерение другого государства (других государств), а также негосударственных субъектов, включая террористические и экстремистские организации (движения), применить военную силу против Союзного государства» (О Военной доктрине Союзного государства).
Основными военными угрозами государства – участники Союзного государства признают: концентрацию вооружённых сил вдоль границ Союзного государства в Восточно-Европейском регионе, указывающую на намерение применить военную силу против Союзного государства; возникновение на территориях сопредельных с Союзным государством стран вооружённых конфликтов, направленных против его жизненно важных интересов; проведение в других государствах мобилизации в целях совершения акта вооружённой агрессии против/в отношении Союзного государства; использование информационно-коммуникационных технологий для осуществления враждебных действий, направленных на дискредитацию Беларуси и России, нарушение их территориальной целостности и государственного суверенитета, вмешательство в их внутренние дела; иную деятельность, включая заявления, демонстрацию силы, указывающие на подготовку к нападению на Союзное государство.
Указанные факторы геополитической обстановки приводят к разбалансированию существующей системы обеспечения глобальной и региональной безопасности, требуют от государств-участников согласованной, гибкой и адекватной военной политики.
Согласно положениям Военной доктрины, Союзное государство не считает своим противником ни одно государство или коалицию государств и строит взаимоотношения со всеми государствами на основе равноправного партнёрства и сотрудничества. Беларусь и Россия подтверждают приверженность политическим и невоенным мерам по урегулированию споров. Вместе с тем заявлено о твердой решимости обеспечить военную безопасность всеми имеющимися силами и средствами в соответствии с международным правом.
В Военной доктрине указано, что российское ядерное оружие будет выступать в качестве фактора предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения.
Одним из основных принципов совместной военной политики Республики Беларусь и Российской Федерации является участие национальных вооружённых сил, других войск и воинских формирований в деятельности региональной группировки войск (сил) [РГВ(С)].
Под термином РГВ(С) понимаются расположенные в мирное время или развёрнутые в период нарастания военной угрозы (период непосредственной угрозы агрессии) в регионе для отражения возможной агрессии органы управления и войска (силы) Вооружённых Сил Республики Беларусь и Вооружённых Сил Российской Федерации, а также другие воинские формирования сторон, применение которых запланировано по единому замыслу и плану.
От российской стороны в региональную группировку входят части и соединения Западного военного округа (танковые, мотострелковые, артиллерийские, инженерные, подразделения связи, радиоэлектронной борьбы, специального назначения РГВ(С), от белорусской – соединения и части, находящиеся в пунктах постоянной дислокации и занимающиеся плановой боевой подготовкой (Региональная группировка России и Белоруссии отрабатывает действия в городских условиях).
В октябре 2022 г. белорусская сторона заявила о достигнутой с руководством России договорённости о развёртывании РГВ(С) «в связи с обострением на западных границах Союзного государства» (Лукашенко заявил, что Белоруссия и РФ начинают задействовать совместную группировку войск). Подчеркивалось, что РГВ(С) развёртывается для обеспечения паритета и в интересах усиления охраны и обороны государственной границы Республики Беларусь. По информации представителей белорусского военного ведомства, общая численность российской группировки может составить до 9 тыс. военнослужащих, около 170 танков, до 200 боевых бронированных машин (ББМ) и до 100 орудий и миномётов калибром более 100 мм (Минск сообщил, что РФ направляет в региональную группировку в Белоруссию до 9 тыс. военных).
В мирное время РГВ(С) предполагает, помимо совместного использования объектов военной и транспортной инфраструктуры, формирование единого пограничного пространства и подготовку органов государственного управления, населения к территориальной и гражданской обороне.
В военное время выполняется комплекс мероприятий по вооружённой защите Союзного государства, в том числе включающий планирование применения РГВ(С) в интересах совместной обороны, своевременное развёртывание и приведение её в готовность к выполнению поставленных задач.
Среди других содержащихся в Военной доктрине принципов военной политики следует выделить такие принципы: гарантированное сдерживание нападения на основе решимости применить силу в ответ на нападение на одно из государств-участников; соответствие принимаемых мер по предотвращению и устранению военных опасностей и военных угроз жизненно важным интересам Союзного государства; равная ответственность государств-участников за обеспечение военной безопасности; согласование с другими государствами – членами ОДКБ совместных действий в сфере обеспечения военной безопасности.
В Военной доктрине выделены основные направления осуществления военной политики Союзного государства, среди которых: совершенствование механизма принятия согласованных решений по вопросам военной политики; обеспечение единых подходов к военному строительству, созданию и развитию объединённых военных систем, взаимному использованию и модернизации объектов военной инфраструктуры; сближение и согласованное развитие национальных законодательств; совместная подготовка военных кадров; совместное информационное сопровождение принимаемых решений в сфере обеспечения военной безопасности Союзного государства; укрепление военного и военно-технического сотрудничества с государствами – членами ОДКБ.
Важное направление деятельности Союзного государства – координация планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производства, поставок вооружения, военной и специальной техники, углубление производственных и научно-технических связей. Предприятия и организации военно-промышленных комплексов России и Беларуси имеют устойчивые партнёрские связи. Так, в военно-технической сфере в 2022 г. белорусские предприятия приняли участие в выполнении более чем 60 контрактов в российском государственном оборонном заказе (Вольфович. 2022).
В мирное время участниками Союзного государства в качестве мер по обеспечению военной безопасности рассматриваются: а) выявление, оценка и прогнозирование военных опасностей и военных угроз, а также взаимный обмен информацией о факторах военно-геополитической обстановки, влияющих на военную безопасность; б) формирование и осуществление согласованной военной политики; в) строительство и развитие РГВ(С); г) совместное использование объектов военной и транспортной инфраструктур в интересах РГВ(С); д) проведение согласованной мобилизационной подготовки экономик; е) формирование единого пограничного пространства; ж) подготовка органов государственного управления, местного управления и самоуправления, организаций и населения к решению задач территориальной и гражданской обороны.
По заявлению государственного секретаря Союзного государства, в 2023 г. начата реализация трёх союзных программ в сфере обороны, одна из которых посвящена укреплению пограничной безопасности, две другие – вопросам совершенствования инфраструктуры региональной группировки войск, которую формируют министерства обороны (Минску и Москве ... 2023).
Для военного времени предусмотрены: комплекс мероприятий по вооружённой защите Союзного государства; совместные решения по отражению нападения; задействование возможностей международных организаций для принуждения агрессора к прекращению военных действий.
Военная доктрина вписывается в общую канву действующих стратегических и концептуальных документов в сфере обороны и национальной безопасности двух государств.
Положения Военной доктрины могут быть уточнены в ходе изменения характера военных опасностей и военных угроз, задач в области обеспечения военной безопасности и совместной обороны, условий развития Союзного государства, а также национальных законодательств государств-участников.
Военная доктрина Союзного государства представляет собой в общем и целом сбалансированный документ, который создает доктринальную основу для реализации совместной политики Российской Федерации и Республики Беларусь в военной сфере.