Венгрия. Музыкальная культура. С Античности до 16 в.
Музыка́льная культу́ра Ве́нгрии с Анти́чности до 16 в. Венгерская музыкальная культура уходит корнями во времена Древнего Рима.
Ранний период
Первые дошедшие до нас памятники музыкальной культуры, сохранившиеся на территории современной Венгрии, – музыкальные инструменты, относящиеся к римской провинции Паннония. Среди них – гидравлос, подаренный префектом древнеримского г. Аквинкум (территория современного Будапешта) городской коллегии в 228 г. Сохранился саркофаг певицы и исполнительницы на гидравлосе Элии Сабины (около 3 в., музей «Аквинкум», Будапешт), построенный её мужем Титом Элием Юстом, исполнителем на гидравлосе 2-го легиона Аквинкума. К 7–8 вв. (период Аварского каганата) относятся парные флейты из птичьей кости.
В начале образования Венгерского королевства (существовало в 11–16 вв.) большую роль в становлении музыкальной культуры играло как западное, так и восточное христианство; однако вскоре, к 12 в., византийская традиция практически полностью уступила влиянию Римско-католической церкви. Среди музыкальных инструментов, датируемых 10–12 вв., – «рог Лехела» (Lehel kürtje; Музей Ясов, г. Ясберень) киевского или венгерского происхождения, изготовленный из слоновой кости. Скорее всего он был привезён ясами – аланским племенем, поселившимся в Венгрии в 13 в. Легенды (12–14 вв.) повествуют о предводителе венгров Лехеле, убившем при помощи рога герцога Лотарингии Конрада (годы правления 944–953). В Венгерской хронике («Képes krónika», около 1360) сохранилась иллюстрация, на которой в качестве «рога Лехела» изображен узкомензурный духовой инструмент неизвестного происхождения. С 17 в. «рогом Лехела» стали называть рог из слоновой кости.
Григорианский хорал
После основания Венгерского королевства королём Иштваном I и принятия христианства в 1000–1001 гг. началось развитие духовной музыки как профессиональной музыкальной традиции. Появились школы, перенявшие каролингскую модель образования, учащиеся участвовали в богослужебном пении. К этому периоду относится деятельность епископа Геллерта и монаха Вальтера, которые занимались миссионерской деятельностью и преподаванием богословия и пения.
Григорианский хорал сыграл ведущую роль в формировании музыкальной культуры в первые века существования государства и оставался основой богослужебного пения вплоть до 17–18 вв., даже после распространения многоголосия в 14–15 вв. После канонизации первых венгерских святых в 1083 г. в обиход вошли церковные песнопения для служб королю Иштвану I, его сыну Имре, королю Ласло I Святому, святым Андрею-Свораду и Бенедикту Пустыннику, и др.
В Венгрии существовал свой, региональный вариант григорианского пения, близкий другим восточноевропейским вариантам и отличающийся опорой на пентатонику. Центром традиции был г. Эстергом – одна из главных резиденций венгерских королей вплоть до 13 в. Во 2-й половине 12 в. появился свой стиль невменно-линейной нотации, которым был записан весь корпус венгерских песнопений. После Тридентского собора, в 1630-е гг., кардиналом Петером Пазманем была введена унифицированная римская традиция богослужебного пения. Однако в отдельных регионах и в венгерском монашеском ордене паулинеров эстергомская традиция сохранилась до 18 в.
Ранние нотированные источники ещё используют немецкие невмы: первая полностью нотированная рукопись «Эстергомский Бенедикционал» («Esztergomi Benedikcionále», 11 в.), «Codex Albensis» (1-я половина 12 в.). Примеры венгерской нотации: «Pray-codex» (рубеж 12–13 вв.), миссал «Missale Notatum» времён династии Арпадов (1230–1250). Расцвет эстергомской традиции относится к 14 в.: сохранились рукописи эстергомского миссала «Missale Notatum», «Стамбульского антифонария» («Isztambuli Antifonále», 14 в.). В 15–16 вв. появился градуал «Bakócz-Graduále». Параллельно в Венгрии начали использоваться другие варианты нотации: чешская и готическая; для позднего Средневековья характерна смесь венгерской и готической нотации (градуал «Futaki Graduále», 1463).
Монашеские ордены (бенедиктинцы, францисканцы, доминиканцы и др.) хранили свои традиции богослужебного пения и записи песнопений, в частности францисканцы использовали итальянскую квадратную нотацию и римский вариант григорианского пения. К 15 в. вырос уровень музыкального образования городского населения. Сохранились источники, содержащие нотные записи, сделанные для личного использования; так, в школьной тетради будущего епископа Ласло Салкаи (1475–1526) («Кодекс Салкаи»; «Szalkai-kodex», 15 в.) содержатся песнопения и конспект по теории музыки.
На рубеже 15–16 вв. в богослужебную практику впервые вошли песнопения на венгерском языке: перевод григорианского песнопения Te Deum («Peer-codex», начало 16 в.), Песнь деве Марии францисканского монаха Андраша Вашархейи «Великая госпожа ангелов» («Angyaloknak nagyságos asszonya», около 1508), рождественские и пасхальные песнопения. В появлении венгерских текстов сыграла роль проповедническая деятельность монахов-францисканцев и приходских церквей, а также взаимовлияние богослужебной музыки и городского фольклора.
Придворная музыка и многоголосие
Многоголосие получило распространение в 14–15 вв. Среди ранних источников сохранились фрагмент рукописи эпохи короля Сигизмунда Люксембургского (Zsigmond-kori töredék) и фрагмент рукописи из Кашши (ныне г. Кошице, Словакия).
Важную роль в развитии музыкальной культуры сыграли бродячие музыканты, в том числе приезжие музыканты из Галлии, Германии, Италии, Прованса, Силезии, Фландрии и других земель. В конце 12 в. с Констанцией Арагонской (1179–1222), будущей женой короля Имре, в Венгрию приехали провансальские трубадуры Гаусельм Файдит и Пейре Видаль. С королём Имре связано сочинение Пейре Видаля «Ben viu a gran dolor». При Сигизмунде Люксембургском приобрела славу придворная капелла, которая участвовала в богослужении и исполняла светские песни – многоголосные шансон и канцоны, нидерландскую, немецкую, итальянскую и французскую музыку; при дворе работал немецкий миннезингер Освальд фон Волькенштейн.
Расцвет придворной музыки эпохи Ренессанса приходится на правление короля Матьяша Хуньяди (1458–1490). Его жена, Беатриса Арагонская (1457–1508), училась в Неаполе у Й. Тинкториса, ей посвящён трактат Тинкториса «Определитель музыкальных терминов» («Terminorum musicae diffinitorium», около 1475). Придворная капелла продолжала развиваться, в ней состояли музыканты, играющие на скрипках, трубах, арфах, флейтах и органе. К венгерскому двору Беатрисой Арагонской были приглашены музыканты И. де Стокем, Э. Лапицида, Вержу (настоящие имя и фамилия Жан Корнюэль). При короле Владиславе II служили музыканты – органист Гримпек (Grympeck) и певец Мартон Хусти (Márton Huszti). Королевскую резиденцию в Буде посещали нидерландский полифонист Якопо Барбирия и лютнист Пьетро Боно из Феррары, немецкие композиторы Г. Финк и Т. Штольцер.
Важную роль в придворной, городской и деревенской музыкальной жизни занимали бродячие музыканты – «игрецы» (igricek), и певцы-сказители. Они играли на медных духовых и ударных инструментах при приёме гостей, на пирах, сопровождали короля на охоте, в поездках, участвовали в войнах, крёстных ходах, играли на городских и частных празднествах. С 14–15 вв. сохранились сведения об органистах и об установлении органов в городских церквях, в монашеских орденах, о появлении маленьких органов-портативов в домах знати (у королевы Беатрисы Арагонской и Яноша Хуньяди, правителя Венгрии и трансильванского воеводы). Росла популярность камерного домашнего музицирования на клавикорде и лютне.
В городском фольклоре и приходской богослужебной музыке преобладающим оставалось одноголосие, но бытовали также более простые, чем при дворе, виды многоголосия: 2-, 3-голосие с удвоением голосов в квинту и октаву, либо в терцию и сексту, а также 3- и 4-голосные каноны. Распространению многоголосия способствовали бродячие студенты, обучавшиеся в европейских университетах: в частности, они выступали на рекордациях – своего рода колядовании: ходили по домам и пели песни на церковные и семейные праздники.