«Ведьма из Блэр»
«Ве́дьма из Блэр» (англ. «The Blair Witch»), медиафраншиза кинокомпании Lionsgate, первый и наиболее значимый проект которой – фильм ужасов «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» («The Blair Witch Project», 1999), созданный режиссёрами Д. Мириком и Э. Санчесом и завоевавший приз молодёжного жюри на Каннском кинофестивале в 1999 г. как «Лучший фильм на иностранном языке». Сюжет картины посвящён попыткам трёх студентов киношколы снять документальный фильм о мистическом предании о ведьме из Блэр, обитающей в лесах штата Мэриленд. Фильм выполнен в технике «найденной плёнки» (found footage) и известен новаторской рекламной кампанией, использующей различные медиа, чтобы расширить развлекательный опыт зрителей и создать иллюзию реальности событий, описываемых в картине. Во франшизу входят сиквелы оригинального фильма – «Ведьма из Блэр 2: Книга теней» (Book of Shadows: Blair Witch 2, 2000, режиссёр Дж. Берлингер), «Ведьма из Блэр: Новая глава» (Blair Witch, 2016, режиссёр А. Уингард), а также комиксы, романы, видеоигры и аттракционы.
История создания и художественные особенности
Концепция будущего фильма появилась у Д. Мирика и Э. Санчеса во время их учёбы в киношколе Университета Центральной Флориды в середине 1990-х гг. Главная идея заключалась в том, чтобы предложить зрителям художественный фильм под видом документального расследования, пугающего своей реалистичностью. Такой подход обусловлен низкими затратами и сниженными требованиями к качеству операторской работы, что позволяло использовать дешёвые камеры и плёнку.
Съёмки фильма прошли в 1997 г. Главные роли исполнили Х. Донахью, Дж. Леонард и М. С. Уильямс. Актёры, изображавшие студентов киноколледжа, сохранили свои настоящие имена в картине. Диалоги в фильме были сымпровизированы, поскольку сценарий обозначал лишь общую фабулу: путешествие студентов в окрестности г. Бёркитсвиль в штате Мэриленд в поисках свидетельств существования загадочной Ведьмы из Блэр, связанной с мистическими убийствами, которые произошли в конце 19 в. неподалёку. В процессе съёмок герои, заблудившиеся в лесах, исчезали и умирали из-за столкновения с колдовством ведьмы. Кинолента обрывалась на сцене, в которой запечатлено нападение невидимой сущности на последнюю выжившую героиню – Хезер. На производство фильма потрачено 35 тыс долл. (Telotte. 2001. P. 32).
Фильм был показан на кинофестивале «Сандэнс» 23 января 1999 г., где его купила кинокомпания Artisan Entertainment, впоследствии ставшая частью корпорации Lionsgate. А. Джонс, глава маркетинговой кампании картины из компании Artisan Entertainment, осознав коммерческий потенциал проекта, приняла решение создать инновационную экосистему для рекламы в медиа, центральной площадкой которой стал Интернет. К 1999 г. практика создания вебсайтов, поддерживающих выпуск кинопродукции, набирала популярность, но обычным содержанием онлайн-ресурсов были промо-материалы (материалы для продвижения фильма среди аудитории) и информация о съёмках. Сайт, посвящённый «Ведьме из Блэр», напротив, предварял опыт просмотра и во многом превосходил его, оставляя сам фильм на заднем плане (Telotte. 2001. P. 35).
Даже не имея возможности ознакомиться с самой лентой, потенциальный зритель получал уникальный опыт от знакомства с историей, представленной на сайте как реальное происшествие. Сайт содержал четыре раздела: мифологию ведьмовства, информацию о пропавшей съёмочной группе, информацию о последствиях исчезновения участников и полицейском расследовании, а также информацию об уликах, оставшихся от группы. В этом разделе были опубликованы кадры найденной плёнки, фотографии состаренных и грязных бобин, аудиозаписи участников съёмочной группы и некий журнал, оставленный Хэзер. Сайт, будучи ярким образцом вирусной рекламы, сам по себе стал важным артефактом интернет-фольклора и привлекал внимание пользователей даже на момент выпуска третьего фильма франшизы в 2016 г.
В широкий прокат картина вышла в июле 1999 г. В том же году фильм заработал в прокате 150 млн долл., а финальные сборы составили свыше 250 млн долл. Благодаря рекламной кампании многие зрители были уверены, что посмотрели запись настоящих событий (Shreier. 2004). Некоторые зрители также предполагали, что «Ведьма из Блэр» является легальным снафф-фильмом. Во время кинофестиваля в Каннах в качестве рекламы расклеивались постеры с фотографиями актёров, стилизованные под объявления о пропаже людей. Провокационное медийное сопровождение картины способствовало дальнейшим мистификациям и обсуждениям на фанатских форумах.
Несмотря на то, что в целом рецензии на фильм «Ведьма из Блэр» были положительными, фильм критиковали за плохую операторскую работу и отсутствие экранного действия. Исследователь кинематографа, Дж. Келлер, считает одну из главных художественных особенностей картины – решение не демонстрировать ведьму на экране – свидетельством о пустоте фильма. Келлер замечает, что авторы не только отказываются от изображения предполагаемой сущности, но и сам по себе фильм лишён подлинного авторства и являет зрителю образец постмодернистского кино, в котором сама сущность кино уступает место коммерческим уловкам и манипуляциям сознанием (Keller. 2000. P. 78–80).
Франшизация и влияние на культуру
Второй фильм франшизы «Ведьма из Блэр 2: Книга теней» вышел в 2000 г. Режиссёром картины выступил Дж. Берлингер, известный широкой публике как соавтор документальных картин «Охранник брата» («Brother’s Keeper», 1992, режиссёры Дж. Берлингер, Б. Синофски), «Потерянный рай» («Paradise Lost : The Child Murders at Robin Hood Hills», 1996, режиссёры Дж. Берлингер, Б. Синофски) и «Потерянный рай 2» («Paradise Lost 2 : Revelations», 2000, режиссёры Дж. Берлингер, Б. Синофски). Последние два фильма посвящены актуальной социально-политической истории судебного преследования трио из Западного Мемфиса – троих подростков, обвиняемых в убийствах детей в ходе сатанистских ритуалов. Подобная репутация сама по себе являлась частью рекламной кампании сиквела.
Сюжет фильма «Ведьма из Блэр 2: Книга теней» посвящён поклоннику оригинальной картины, Джеффри Паттерсону, организовавшему экскурсию для других поклонников киноленты по местам гибели героев прошлой части. Сиквел рефлексировал о популярности фильма «Ведьма из Блэр», предлагая зрителям комментарий о произошедшей рекламной манипуляции. Фильм окупился в прокате, но был крайне негативно оценён как профессиональными кинокритиками, так и поклонниками первой части.
Третий фильм франшизы «Ведьма из Блэр: Новая глава» вышел в 2016 г. Режиссёром выступил автор фильмов ужасов А. Уингард, список работ которого включал и камерный низкобюджетный фильм «Череп на колёсах» («Pop Skull», 2007), и 5-миллионный триллер «Гость» («The Guest», 2013). Сюжет картины посвящён попытке Джеймса Донахью, брата Хезер из оригинального фильма, уверенного в том, что она жива, найти свою сестру. Структурно работа дублировала оригинальную «Ведьму из Блэр» и не привнесла во франшизу новых художественных решений. В картине использовалась современная визуальная культура и техника: по сюжету Джеймс обнаруживает намёк на возможность воссоединения с сестрой в ролике на YouTube, а в процессе поисков его группа ведёт съёмку с помощью дрона. Тем не менее Уингарду не удалось переосмыслить жанр ужасов так, как это делалось в первой части. Фильм был плохо воспринят критикой, но оказался успешным в прокате.
Сюжетно франшизу развивали компьютерные игры в жанре survival horror «Blair Witch Volume I: Rustin Parr», «Blair Witch Volume II: The Legend of Coffin Rock» и «Blair Witch Volume III: The Elly Kedward Tale», выпущенные в 2000 г. на волне успеха оригинального фильма и переносящие игрока в разные периоды прошлого, связанные с событиями картины. Игры были холодно восприняты в профессиональной среде и не оказали существенного влияния на игровую индустрию. В 2019 г. вышла мультиплатформенная видеоигра «Blair Witch», созданная студией Bloober Team. Пользователь играет за полицейского, который отправляется на поиски пропавшего мальчика в лес, где двумя годами ранее произошли события первого фильма. Визуальные достоинства игры и проработанная создателями атмосфера не смогли компенсировать слабый геймплей; «Blair Witch» получила противоречивые отзывы и оказалась в нескольких списках худших игр года.
Последовавшие за фильмом «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» продукты франшизы оказались вторичными по отношению к первоисточнику и не смогли сравняться с её коммерческим успехом, а также успехом у критиков и зрителей. Первый фильм продолжает вызывать интерес у публики. Так, Музей популярной культуры в Сиэтле в 2020 г. устраивал онлайн-просмотр картины и обсуждение при участии режиссёра Э. Санчеса. Влияние фильма «Ведьма из Блэр» прослеживается и в популяризации техники «найденной плёнки» в 2000-х и 2010-х гг. В число картин, испытавших влияние серии «Ведьма из Блэр», входит «Репортаж» («REC», 2007, режиссёры Ж. Балагеро-и-Бернат, П. Пласа), «Монстро» («Cloverfield», 2007, режиссёр М. Ривз), «Париж. Город мёртвых» («As Above, So Below», 2014, режиссёр Дж. Э. Даудл), «Ублюдок» («Creep», 2014, режиссёр П. Брайс), «Ублюдок 2» («Creep 2», 2017, режиссёр П. Брайс), а также франшиза «Паранормальное явление» («Paranormal Activity»).
Историк С. Дж. Морган отмечала, что оригинальная картина оказалось подрывной по отношению к публичной истории. Предлагая людям повествование под видом фактического материала, фильм затрагивал тёмные стороны основания Америки, в том числе проблему взаимоотношения колонистов с дикой природой, отразившуюся в фольклоре, который сложился вокруг Салемских ведьм (Morgan. 2001. P. 141–142, 147).
Наиболее важным считается влияние серии «Ведьма из Блэр» на маркетинговую культуру киноиндустрии, поскольку оригинальная картина позволила переосмыслить взаимодействие зрителя и кинематографа, показав, что развлечение, сопутствующее просмотру фильма, может начинаться задолго до похода в кинотеатр.