Чириков Евгений Николаевич
Чи́риков Евге́ний Никола́евич [24.7(5.8).1864, Казань – 18.1.1932, Прага], русский писатель, драматург, публицист. Дворянин. Дед – участник Отечественной войны 1812 г. Отец – отставной поручик, служивший становым приставом и помощником исправника в Казани и Симбирской губернии.
В 1883 г. окончил 3-ю мужскую гимназию в Казани, где увлёкся народническими идеями, и поступил на юридический факультет Казанского университета (там же познакомился с В. И. Лениным), но через год перевёлся на математический по разряду естественных наук. В декабре 1887 г., будучи студентом 4 курса, был исключён за участие в беспорядках и выслан в Нижний Новгород. В январе 1888 г. арестован по подозрению в сочинении антимонархической «Оды Александру III». С 1888 г. жил под надзором в Царицыне (ныне Волгоград; в 1888 познакомился там с М. Горьким) и Астрахани. В декабре 1890 г. вновь арестован по делу народовольческой группы М. В. Сабунаева, перевезён из Астрахани в Казань для следствия в июне 1891 г. Затем жил в Алатыре (1893–1894), Самаре (1894–1895), Минске (1895–1901), Ярославле (1901–1902). В разное время служил смотрителем керосиновой станции, чиновником особых поручений, счетоводом, контролёром на железной дороге и др.
Студентом начал сотрудничать в провинциальной прессе как фельетонист, очеркист, хроникёр. Первая публикация – стихотворения «К Каме», «Ночь в деревне» (оба в 1885). Первый рассказ «Рыжий» опубликован в газете «Волжский вестник» (1886, 5 января). Печатал прозу в столичных журналах «Мир Божий», «Русское богатство», «Вестник Европы» и др. Герои ранней прозы Чирикова – интеллигенты-разночинцы, имеющие отчётливые биографические черты. Вернувшись домой после ссылки, они испытывают глубокое разочарование при столкновении с действительностью, входят в конфликт с пошлой средой, но терпят поражение («Студенты приехали», 1891; «Gaudeamus igitur», 1894; «В лощине меж гор», «Блудный сын» – обе 1899; «На поруках», 1904, и др.).
Следуя традициям писателей-народников Н. В. Успенского, Ф. М. Решетникова, А. И. Левитова, написал ряд рассказов о русской деревне, где отчётливо звучит сочувствие задавленному нуждой мужику («Свинья», 1888; «В лесу», 1895; «Прогресс», 1896; «Хлеб везут», 1897, и др.). Однако в середине 1890-х гг. сблизился с марксистами и пришёл к переоценке народнических убеждений. В повестях «Инвалиды» (1897) и «Чужестранцы» (1899), принёсших ему широкую известность, показал идейную несостоятельность народников, что вызвало негодование со стороны народнической критики (хотя и характеристика марксистов не была однозначно положительной) и послужило причиной разрыва с «Русским богатством». Н. К. Михайловский обвинил автора в том, что, выбрав для изображения сферу, которая имеет «свою особую и <…> довольно длинную историю», он, не потрудившись хоть сколько-нибудь изучить её, намеренно всё исказил (Русское богатство. 1902. № 1. С. 111). В лагере же либеральной критики «Инвалиды», напротив, получили доброжелательные отклики.
В 1898–1901 гг. вёл в журнале «Жизнь» постоянный раздел «Провинциальные картинки» (под тем же названием продолжил его в 1913–1914 в журнале «Современный мир»). Аналогичные циклы очерков – «Из провинциальной летописи», «Заметки провинциала» – появлялись в журналах «Русская мысль», «Образование», «Современник». Из этих материалов составил книгу «Тихий омут: картинки дореволюционной провинции» (1910). Для изображения рутины русской глубинки в 1900-х – начале 1910-х гг. обратился к драматургии и создал ряд «бытовых картин»: «На дворе во флигеле» (1902), «За славой» (1903), «Талантливое семейство» (1903), «Царь природы» (1909), подаривших ему репутацию «бытописателя провинциальной жизни». Одним из первых в России раскрыл внутренние механизмы журналистского мира, показал зависимость писателя от рекламы и критики. Некоторые из упомянутых пьес вошли в книгу, получившую название «Провинциальная комедия» (1911). Постановка пьесы «Царь природы» в Новом театре в 1909 г. была удостоена Грибоедовской премии (1910).
Свои пьесы Чириков разделил на «общественные драмы», «провинциальные комедии», «драматические фантазии» и «драмы-сказки». Большой резонанс получила первая из «общественных драм», «Евреи» (1904), созданная по следам еврейских погромов 1903 г. в Минске и Кишинёве. В её написании Чирикову помогал Горький, что определило структурное сходство произведения с пьесой «На дне». Несмотря на цензурные запреты, в 1905–1906 гг. драма шла в сокращённом виде более чем в 40 городах России и за рубежом. Впечатления от процесса по делу о крестьянских волнениях в Глуховском уезде Черниговской губернии, на котором Чириков выступил в защиту крестьян, легли в основу сюжета также запрещённой цензурой «общественной драмы» «Мужики» и повести «Мятежники» (обе в 1906). Автор сосредоточил внимание на живущей в крестьянской среде мечте о земле, питающей ненависть ко всем господам без исключения, вне зависимости от их поведения и взглядов.
В 1902 г. переехал с семьёй в Нижний Новгород и по приглашению Горького вошёл в книгоиздательское товарищество «Знание», регулярно публиковался в его литературно-художественных сборниках, что позволило оставить службу и целиком сосредоточиться на литературной работе. В 1901–1909 гг. в «Знании» вышло 8-томное собрание сочинений.
Весной 1904 г. переехал в Москву и стал постоянным участником литературного кружка «Среда». 14(27) ноября 1905 г. был арестован в числе лидеров Крестьянского союза после II съезда организации (на самом деле не входил в состав её руководящих органов); до 26 ноября (9 декабря) 1905 г. находился в Бутырской тюрьме (Государственный архив Российской Федерации. Ф. 63. Оп. 25. Д. 783. Л. 242, 339, 421). После освобождения из-за угроз со стороны черносотенцев обосновался на даче в Финляндии, в 1907 г. переехал в Петербург. Желая преодолеть цензурные барьеры и расширить палитру средств художественной выразительности, обратился к условному языку, аллегории и приёмам, тяготеющим к символизму и экспрессионизму. Эти тенденции выразились в «драматических фантазиях» «Красные огни» и «Легенда старого замка» (обе в 1907), которые, однако, не нашли поддержки в литературных кругах. Осуждению подверглись и «драмы-сказки» «Колдунья» (1909) и «Лесные тайны» (1911), созданные на основе фольклорных сюжетов, с использованием сказочных мотивов (к ним примыкает написанная, по-видимому, в середине 1910-х гг. «сказка-мистерия» «Красота ненаглядная»; 1924, Берлин). В это же время написал ряд произведений на религиозные сюжеты: монастырское сказание «Плен страстей», рассказы «Искушение», «Девьи горы», «Невесты Христовы», вошедшие, наряду с другими произведениями, в сборник «Волжские сказки» (1916). Книга должна была стать частью большой эпопеи об этно-экономическом и культурном своеобразии волжского края, но замысел остался нереализованным.
В 1908 г. из-за разногласий с Горьким вместе с Л. Н. Андреевым, А. И. Куприным покинул «Знание». Не последнюю роль в разрыве с Горьким сыграл «чириковский инцидент» (1909), вылившийся в обсуждение в печати, насколько полноценно может писатель иной национальности судить о положении евреев и затрагивать «еврейский вопрос».
В 1900-е гг. много писал для детей (рассказы «Лошадка», 1901, «Хаврюша», 1909, повесть «Моя жизнь», 1905, и др.), где в сказочной форме и бытовых деталях запечатлел особенности поведения ребёнка, его общение с животными, трудности соприкосновения с миром взрослых. В произведениях нередко воспроизводил семейные конфликты, в которых всегда принимал сторону женщины (пьеса «Марья Ивановна», 1907; рассказы «Роман в клетке», 1902; «Баба», 1909).
Печатался в альманахах «Шиповник», сборниках «Московского книгоиздательства» «Земля», которое в 1910–1916 гг. выпустило 17-томное собрание его сочинений. В романе «Юность» (1911), составившем вместе с романами «Изгнание» (1912), «Возвращение» (1914), «Семья» (Берлин, 1924) автобиографическую тетралогию «Жизнь Тарханова», воссоздан процесс духовно-нравственного становления современника, молодость которого пришлась на рубеж 1880–1890 гг. Главный герой – Геннадий Тарханов – переживает сначала увлечение революционными идеями, а затем разочаровывается в них. Он ищет свой путь в литературе, однако в конечном итоге писательской славе предпочитает семейные ценности.
В 1912–1914 гг. в качестве военного корреспондента побывал на фронтах Первой Балканской войны и Первой мировой войны. Впечатления от увиденного вошли в сборники рассказов «Поездка на Балканы» (1913) и «Эхо войны» (1915). Опубликованные в них «миниатюры» о тыловых буднях и публицистические тексты пронизаны пацифистским пафосом, который позднее стал идейной основой произведений о Гражданской войне 1917–1922 гг.
Приветствовал Февральскую революцию 1917 г., однако Октябрьскую революцию 1917 г. не принял. Сотрудничал в газете Г. В. Плеханова «Единство», печатался в «Русских ведомостях». В печати и публичных лекциях выступал против большевистского террора, что не раз ставило его жизнь под угрозу. В конце 1917 г. переехал с женой в Крым, где продолжил публиковать антибольшевистские статьи в ростовских и севастопольских периодических изданиях («Донская волна», «Утро Юга», «Приазовский край», «Юг России» и др.). В 1919 г. сотрудник Осведомительного Агентства (ОСВАГ), выпустил ряд брошюр («Человек, класс, партия», «О "буржуях" и "врагах народа"» и др.) под общим заглавием «Беседа с рабочим человеком».
С 1920 г. в эмиграции, сначала в Константинополе, затем в Софии. С осени 1921 г. обосновался в Чехословакии. Вёл активную общественную деятельность, печатался в пражских альманахах «Ковчег», «Младорусь», журнале «Студенческие годы», чешской прессе. С 1920 г. сотрудничал в эмигрантских газетах «Сегодня» (Рига) и «Эхо» (Каунас). В серии «Русская библиотека» Я. Отто (Прага) с 1924 г. издавались сочинения Чирикова. В сентябре – октябре 1928 г. участвовал в Съезде писателей-эмигрантов в Белграде. Вместе с А. И. Куприным и Б. К. Зайцевым был награждён сербским орденом Святого Саввы 2-й степени.
Одним из первых произведений Е. Н. Чирикова, написанных за рубежом, стал роман «Зверь из бездны» (на чешском языке в 1924, на русском в 1926 с подзаголовком «Поэма страшных лет»). В нём показано моральное разложение как Белой, так и Красной армий, что вызвало бурную полемику в эмигрантской прессе, вслед за которой последовала инициированная П. Б. Струве акция публичного осуждения книги. Гражданской войне и «трагедии беженства» посвятил «Мой роман: записки беженца» (Париж, 1926) и сборник рассказов «Красный паяц» (Берлин, 1928). Однако основное место среди произведений периода эмиграции занимают лирические рассказы, которые вошли в книги «Между небом и землёй», «Девичьи слезы» (обе – Париж, 1927) и «Вечерний звон» (Белград, 1932), рисующие дореволюционную Россию, преимущественно провинциальное Поволжье. В них много места отведено воспоминаниям о первой любви, юношеским переживаниям, нравственному становлению молодого человека. Также разрабатывал тему русского национального характера, в котором языческое соседствует с традиционно христианским началом.
В течение 10 лет Чириков работал над воспоминаниями, которые начал ещё в России. Фрагменты публиковались в эмигрантской периодике: журнале «Студенческие годы» (1922. № 2, 3/4), газете «Сегодня» (1924. 26 августа; 1927. 9–26 января; 1929. 5 мая; 1930. 14 сентября – 5 октября; полностью напечатаны под названием «На путях жизни и творчества: отрывки воспоминаний» – альманах «Лица», 1993, кн. 3). В пятитомной семейной хронике «Отчий дом» (Белград, 1929–1931) воссоздал панораму общественно-политической и духовной жизни России в период 1880–1905 гг., показав на примере одной семьи, как в атмосфере идейного брожения формировались и развивались радикальные интеллигентские умонастроения, в которых он видел главную причину кровавых столкновений, начавшихся в октябре 1917 г.
Был женат (с 1892) на актрисе Валентине Георгиевне Григорьевой (сценический псевдоним Иолшина; 1875–1966).
Умер от рака печени. Перед смертью, устремляясь мысленно к переживаниям юности, мастерил модели волжских пароходов.
Похоронен на Ольшанском кладбище в Праге. В торжественных и многолюдных похоронах приняли участие многие выдающиеся литературные и политические деятели, в том числе первый премьер-министр (1918–1919) и председатель Национально-демократической партии Чехословакии К. Крамарж.