Умм-Дабагия
Умм-Дабаги́я (араб. أم الدباغية; англ. Umm Dabaghiyah), поселение протохассунского и архаического этапов хассунской культуры периода керамического неолита (2-я половина 7-го тыс. до н. э.), расположенное в 20 км к западу от современного г. Хатра (провинция Найнава, Ирак).
Открыто и исследовано Д. Киркбрайд (Британская археологическая школа в Ираке) в 1971–1974 гг. Площадь телля менее 1 га (100 × 85 м), раскопано около 3000 м². Максимальная мощность культурного слоя около 4 м, стратиграфически выделено 12 фаз, объединённых в 4 слоя (счёт ведётся сверху вниз), соответствующих периодам полной перестройки поселения.
Умм-Дабагия располагалась на границе степного и пустынного ландшафтов, на высоте 200 м над уровнем моря. В настоящее время в этом районе выпадает не более 200 мм осадков в год, климат резко континентальный: бо́льшую часть года очень жарко и сухо, но дважды в году, весной и осенью, для региона характерны ураганные ветры и проливные дожди. Окружающая местность представляет собой открытую солончаковую степь с часто встречающимися выходами на поверхность гипсовых отложений, которые составляют подпочвенной слой, залегающий на глубине менее чем 30 см. После сильных дождей этот район превращается в огромное соляное озеро, окаймлённое устойчивыми к соли травами, в том числе из семейства осоковых. Основной представитель флоры в регионе в настоящее время – гармала обыкновенная.
В течение времени своего существования поселение Умм-Дабагия несколько раз полностью перестраивалось, но с самого начала застраивалось в соответствии с единым планом. Прямоугольные многокомнатные жилые и хозяйственные постройки возведены методом тауф (из высушенных ломтей глины с примесью растительности). Помещения внутри разных типов сооружений очень маленького размера (1,5 × 2 м), что диктовалось местными условиями (отсутствие дерева для возведения крыши, использование в качестве строительного материала только глины, укреплявшейся тростником и небольшими ветками кустарников). С внешней стороны к стене дома пристраивалась печь, устье которой выходило внутрь комнаты через основание стены и образовывало внутренний очаг. Над таким очагом делался дымоход из гипса.
Стены и пол жилищ покрывались слоем обмазки, поверх которого в интерьере наносилась роспись красной краской в виде линий, в некоторых помещениях на стенах обнаружены изображения онагров (в том числе сцены охоты на них). Подобное декорирование стен известно с периода докерамического неолита на поселениях Леванта, а в синхронное Умм-Дабагии время – на поселении Букрас близ впадения Хабура в Евфрат, а также на поселении Гуран в горах Загрос.
В отложениях слоя 3 исследованы два очень длинных решётчатых в плане сооружения, каждое с десятками небольших камер – комнат-хранилищ (1,5 × 1,75 м), в основном без сообщающихся и внешних дверей. Вход в камеры осуществлялся через крышу, для чего в углу размещались гипсовые ступени. План индивидуальных отсеков-хранилищ напоминает более ранние образцы периода докерамического неолита на поселениях Мурейбит, Шейх-Хасан (Средний Евфрат) и Чайоню-Тепеси (бассейн верховья Тигра). В рамках хассунской культуры такие конструкции найдены на поселении Ярым-Тепе 1, расположенном в 70 км к северу от Умм-Дабагии.
Для производства изделий на месте жители Умм-Дабагии широко использовали гипс (пряслица, грубые чаши и др.). Печи для пережога гипса располагались за пределами поселения. Керамические сосуды изготавливались из глины, в которую добавлялся навоз. При их конструировании отдельные порции формовочной массы (лоскуты) налепливались на форму-основу, которая фиксируется по плетёным отпечаткам на внутренней поверхности изделий. Для украшения поверхности сосудов использовались различные способы декорирования, включая лощение, роспись, резьбу и налепы. Из глины также выполнены многочисленные фигурки людей (женские) и животных. В одной из комнат-хранилищ были найдены многочисленные куски охры, в другой – большие глиняные пули для пращи.
В условиях полного отсутствия близ поселения природного камня все каменные изделия типа тёрочников приносили из района вади Эт-Тартар. Единственный выход кремня очень плохого качества, использовавшийся для изготовления грубых скребков и ножей, находится в 12 км от поселения. Более качественные изделия сделаны из привозного кремня. Другим важным материалом служил обсидиан, происходивший из месторождений в окрестностях вулкана Немрут около озера Ван и на плоскогорном вулканическом массиве Бингёль на расстоянии около 350–500 км от Умм-Дабагии.
Среди привозных изделий – полированные каменные чаши, бусы из известняка и алебастра (свидетельств об их изготовлении на самом поселении не зафиксировано); многочисленные небольшие базальтовые топоры; раковины (вероятнее всего, из района Персидского залива).
Умм-Дабагия, предположительно, являлась сезонным поселением, жители которого, вероятнее всего, приходили сюда из более северных районов. Так, ближайшие соседние поселения на севере [Телль-Сотто, Кюль-Тепе (Кюлли-Тепе), Ярым-Тепе] расположены примерно в 50–90 км, тогда как самое близкое на западе (Букрас) – около 200 км.
Обитатели Умм-Дабагии специализировались на охоте на онагров, дававшей им мясо, шкуры, сухожилия и шерсть. По остеологическим данным, онаграм принадлежало 70 % обнаруженных костей. В некоторых постройках обнаружены неглубокие бассейны с гипсовым покрытием и дренажными каналами, которые могли служить для вымачивания шкур онагров перед их использованием для изготовления кожаных изделий. Жители поселения также охотились на водившихся в окрестностях газелей, диких кабанов и обитавших несколько севернее диких быков (туров). С одомашненными видами (корова, коза, овца, свинья, а также собака) связано 11 % от всех найденных костных останков животных.
На поселении найдено небольшое количество зёрен пшеницы (эммер, однозернянка) и голозёрного ячменя, но земледелие, видимо, не играло большой роли в жизни населения посёлка. Кроме того, обнаружены горох и чечевица – растения, которые нуждаются во влажных почвенных условиях и не могли расти в безлесной степи. На поселении идентифицированы зёрна местных растений, устойчивых к засолённости почвы и пригодных для употребления в пищу, из семейств маревых и амарантовых. Вероятно, в пищу шли листья, а стволы растений (полукустарников и кустарников, например, солянки, сведы приморской) наряду с навозом использовались в качестве топлива.
На основании материалов поселений Умм-Дабагия и Телль-Сотто выделен исторический этап Телль-Сотто – Умм-Дабагия, позже названный протохассунским этапом хассунской культуры.