Тони Люн Ка-Фай
То́ни Люн Ка-Фай (англ. Tony Leung Ka-Fai; Лян Цзяхуэй, кит. 梁家辉, пиньинь Liáng Jiāhuī; Лён Кафай, кантон. 梁家輝, ютпхин loeng⁴ gaa¹fai¹) [род. 1.2.1958, Гонконг (Сянган)], гонконгский актёр, 5-кратный лауреат Гонконгской кинопремии в актёрской номинации. Единственный актёр в истории гонконгского кинематографа, получивший по призу в каждом десятилетии, начиная с 1980-х гг.
Ранние годы и начало карьеры
Тони Люн родился в семье клерка и билетёрши гонконгского кинотеатра, в нём же работала продавщицей попкорна и его тётя. Благодаря этому Люн имел возможность смотреть кино бесплатно. В подростковом возрасте Люн занимался лёгкой атлетикой и в какой-то момент поставил рекорд Гонконга по спринту, но отказался от спортивной карьеры по совету тренера.
Люн окончил Гонконгский политехнический университет по специальности графический дизайн. В 1980 г. вместе с друзьями попробовал записаться на актёрские курсы при телеканале TVB. Он был самым старшим в своей группе, что не мешало ему стать одним из самых заметных учащихся курса наряду с Энди Лау. Во время учёбы Люн и Лау сыграли помощников главного героя в исполнении Чоу Юньфата в сериале TVB «Кручу-верчу 2» («The Shell Game 2», 1981, режиссёр Джонни То). Закончить обучение Люн не смог – его отчислили из-за проблем с дисциплиной (Leung Ka Fai ... 2010).
Решив сменить род деятельности, Люн основал собственный журнал, в котором занимался практически всем – делал интервью и фото, а также продавал рекламу. В этот период он познакомился с моделью и начинающей актрисой Маргарет Ли. У них начался роман. Благодаря этому Люн познакомился с отцом Ли – режиссёром Ли Ханьсяном, который искал актёра на роль императора в дилогии исторических драм «Сожжение императорского дворца» («Burning of Imperial Palace») и «Царство за занавесью» («Reign Behind the Curtain», оба – 1983) (Li Hanxiang changed Tony Leung’s life. 2013). Ради этих фильмов, съёмки которых проходили в Пекине, Люн побрился наголо, и, несмотря на полное незнание мандаринского диалекта, на котором снимался фильм, сыграл так выразительно, что получил Гонконгскую кинопремию за лучшую мужскую роль (в свои 26 лет он стал самым молодым лауреатом этой премии), а также номинировался как лучший новый актёр.
Годы запрета и актёрский успех
Победа создала Тони Люну неожиданную проблему – из-за съёмок в материковом Китае тайваньские власти призвали его к публичному покаянию, от которого Люн отказался, и на фильмы с его участием был наложен запрет (Leung Ka Fai ... 2010). Поскольку в 1980-х гг. Тайвань был важнейшим рынком для гонконгского кино, Люн на несколько лет оказался отлучён от профессии – ему удалось сняться в 3 фильмах студии Shaw Brothers и у Ли Ханьсяна в исторической драме «Последний император» («The Last Emperor», 1986). Чтобы заработать, актёру приходилось подрабатывать уличным продавцом. Запрет был снят в 1987 г. после отмены на Тайване закона о военном положении, и Люн быстро стал одним из самых востребованных гонконгских исполнителей.
В 1987 г. вышло 4 фильма с участием Люна, из них наиболее заметные – драмы «Тюремное пекло» («Prison on Fire», режиссёр Ринго Лам) и «Герой из народа» («People's Hero», режиссёр Дерек Йи); в последней Люн сыграл с другим Тони Люном – Чу Ваем. Чтобы их не путать, поклонники дали им прозвища Большой Тони (Ка-Фай) и Маленький Тони (Parkes. 2020). В последующие годы они снялись вместе ещё в 8 проектах, среди которых были комедии «Том, Дик и Хэйри» («Tom, Dick and Hairy», 1993, режиссёры Питер Чан и Ли Чи-Нгай), «Герои, стреляющие по орлам» («Eagle Shooting Heroes», 1993, режиссёр Джеффри Лау), «Он не тяжёлый – это же мой отец!» («He Ain't Heavy, He's My Father», 1993, режиссёры Питер Чан и Ли Чи-Нгай) и «Победители будут всегда» («Always Be the Winners», 1994, режиссёр Джеки Пан) и уся-драма «Прах времён» («Ashes of Time», 1994, режиссёр Вонг Карвай).
В отличие от многих гонконгских звёзд того времени, Люн избирательно подходил к выбору проектов, стараясь чередовать мейнстрим и авторское кино. В 1988 г. он снялся в авторской драме «Чайная моей мамы» («My Mother's Teahouse», режиссёр Чэнь Куньхоу), а в 1989 г. – в таких коммерческих хитах, как комедия «Мистер Кокос» («Mr. Coconut», режиссёр Клифтон Ко), боевик «Светлое будущее 3» («A Better Tomorrow 3», режиссёр Цуй Харк) и криминальная драма «Приговорённые к повешению» («Sentenced to Hang», режиссёр Тэйлор Вонг), которая стала первым гонконгским фильмом, получившим «взрослую» возрастную категорию III. В следующем году Люн поучаствовал в коммерчески успешной комедии «Её крутые методы» («Her Fatal Ways», режиссёр Альфред Чун) и боевике «Она стреляет метко» («She Shoots Straight», режиссёр Кори Юэнь). Критиками была высоко оценена драма «Прощай, Китай» («Farewell China», 1990, режиссёр Клара Ло), участие в которой принесло Люну тайваньскую награду «Золотая лошадь» и номинацию на Гонконгскую кинопремию.
В 1991 г. Люн снялся в 10 фильмах разных жанров, в частности в байопике «Актриса» («Centre Stage», режиссёр Стэнли Кван). Достижением года для Люна стала главная роль во французской эротической мелодраме «Любовник» («L'amant», режиссёр Ж.-Ж. Анно). Ещё более разнообразным для актёра стал 1992 г., когда с его участием вышли уся-боевик «Таверна дракона» («Dragon Inn», режиссёр Рэймонд Ли), артхаусный триллер «Туманный» («Misty», режиссёр Питер Пау), ностальгическая комедия «92: Чёрная Роза против Чёрной розы» («92 Legendary La Rose Noire», режиссёр Джефф Лау) и пародии на фильмы о легендарном китайском герое Хуан Фэйхуне «Однажды в Китае жил да был герой» («Once Upon a Time a Hero in China», режиссёр Ли Лик-Чи). Гонконгская киноакадемия отметила роль Люна в картине «92: Чёрная Роза против Чёрной розы» очередной наградой за лучшую мужскую роль.
Одним из самых плодотворных в карьере Люна стал 1993 г., когда в гонконгский прокат вышло 13 фильмов с его участием, из которых самыми успешными в коммерческом плане стали комедии «Роза, роза, я люблю тебя» («Rose Rose I Love You», режиссёр Джеки Пан), «Идеальный обмен» («Perfect Exchange», режиссёр Вонг Цзин) и «С парнями просто» («Boys are Easy», режиссёр Вонг Цзин), а также 3 фильма, в которых Люн сыграл с Маленьким Тони: «Герои, стреляющие по орлам», «Он не тяжёлый – это же мой отец!» и «Том, Дик и Хэйри». За мелодраму «Любовь на крыше» («A Roof With a View», режиссёр Тони Ау) Люн был номинирован на премию «Золотая лошадь» как лучший актёр.
Кризис
В 1993 г. обозначились кризисные явления, вызванные перепроизводством кинопродукции, и в следующем году начались первые попытки оптимизировать состояние индустрии. Тем не менее в 1994 г. вышли 9 фильмов с участием Тони Люна, включая картину «Возвращение бога азартных игроков» («God of Gamblers' Return», режиссёр Вонг Цзин) – одну из частей самостоятельного направления в китайском кино, ставшую самым кассовым гонконгским проектом года. Фильмы «Эта замечательная жизнь» («It's a Wonderful Life», режиссёр Клифтон Ко), «Долгий извилистый путь» («Long and Winding Road», режиссёр Гордон Чан), «Он и она» («He and She», режиссёр Лоуренс Чэн) и «Победители будут всегда» заняли 4, 13, 15 и 18-ю строчки гонконгского бокс-офиса соответственно.
В 1995 г. Люн снялся всего в 4 картинах, из которых самой коммерчески успешной стала историческая драма «Любовник последней императрицы» («Lover of the Last Empress», режиссёр Эндрю Лау), а в следующем году вышел всего один фильм с участием Люна – драма «Встречи во тьме» («Evening Liaison», 1995, режиссёр Чан Ят-Фэй), за роль в которой актёр получил ещё одну номинацию на премию «Золотая лошадь». В 1997 г. Люн снялся всего в 2 фильмах – боевике «Остров алчности» («Island of Greed», режиссёр Майкл Мак) и драме «Цель – девятое небо» («Destination – 9th Heaven», режиссёры Вонг Цзюнь-Ман и Лин Юнь), а в 1998 г. – ни в одном.
Снижение продуктивности в кино Люн пытался компенсировать в других сферах. Так, в 1996 г. вышел его дебютный музыкальный альбом; в этот же период он время от времени возвращался к журналистике. В кино его привлекали редкие проекты, например мелодрама «Любовь нас разлучит» («Love Will Tear Us Apart», 1999, режиссёр Нельсон Юй), удостоенная спецприза Сообщества кинокритиков Гонконга (англ. Hong Kong Film Critics Society, кит. 香港電影評論學會), или триллер «Жертва» («Victim», 1999, режиссёр Ринго Лам), получивший 3 номинации на Гонконгскую кинопремию и 5 – на тайваньскую премию «Золотая лошадь». В ироничной мелодраме «Встречи на Окинаве» («Okinawa Rendez-Vous», 2000, режиссёр Гордон Чан) Люн снялся с популярным исполнителем Лесли Чуном и поп-звездой Фэй Вон, а криминальная комедия «Зона триад» («Jiang Hu: The Triad Zone», 2000, режиссёр Данте Лам) принесла создателям 3 номинации на Гонконгскую кинопремию и приз Люну в категории «Лучшая мужская роль».
Карьера в 21 в.
Тони Люн стал одним из первых гонконгских актёров, которые после передачи Гонконга Китаю начали на регулярной основе сниматься в материковом кино. В 2001 г. он сыграл главную роль в китайской мелодраме «Гуа-ша» («The Gua Sha Treatment», режиссёр Чжэн Сяолун), а в следующем году появился в драме «Поезд Чжоу Юй» («Zhou Yu's Train», режиссёр Сунь Чжоу). Также он сыграл в тайваньском триллере «Двойное видение» («Double Vision», 2002, режиссёр Чэнь Гофу), за что был вновь номинирован на Гонконгскую кинопремию.
В 2002 г. с выходом боевика «Двойная рокировка» («Infernal Affairs», режиссёры Эндрю Лау и Алан Мак) гонконгский кинематограф получил надежду на восстановление после кризиса, и Люн стал сниматься активнее, преимущественно в коммерческих проектах, но не отказывался от авторского кино. За роль второго плана в изобретательной чёрной комедии «Неожиданные люди в чёрном» («Men Suddenly in Black», 2003, режиссёр Эдмонд Пан) он получил Гонконгскую кинопремию. Успешным оказалось его сотрудничество с Джонни То: в 2004 г. Люн сыграл небольшую роль в спортивной драме «Бросок вниз» («Throw Down»), а через год исполнил главную роль в криминальной драме «Выборы» («Election»), за которую получил ещё одну Гонконгскую кинопремию и номинацию на премию «Золотая лошадь».
В материковом Китае Люн в компании китайских кинозвёзд принял участие в военной драме «В горах Тайханшань» («Taihang Mountain», 2005, режиссёры Вэй Лянь, Шэнь Дун и Чэнь Цзянь), получившей приз «Золотой петух» как лучший фильм года, и исполнил главные роли в драмах «Моя карьера учителя» («My Career as a Teacher», 2007, режиссёр Чжэн Кэхун) и «Потерянные в Пекине» («Lost in Beijing», 2007, режиссёр Ли Юй). За роль в артхаусной драме «Барабанщик» («Drummer», 2007, режиссёр Кеннет Би) Люн получил премию «Золотая лошадь» как лучший актёр второго плана.
К концу 2000-х гг. Люн чаще снимался в Китае, чем в Гонконге. В 2009 г. он сыграл в гонконгском триллере «Я куплю всю полицию» («I Corrupt All Cops», режиссёр Вонг Цзин) и совместном китайско-гонконгском историческом боевике «Телохранители и убийцы» («Bodyguards and Assassins», режиссёр Тедди Чэнь), а также появился в совместной китайско-канадской драме «Железная дорога» («Iron Road», 2009, режиссёр Дэвид У) и патриотическом эпике «Основание Китая» («The Founding of a Republic», 2009, режиссёры Хуан Цзяньсинь и Хань Саньпин).
В 2011 г. Люн был номинирован на Гонконгскую кинопремию за лучшую роль второго плана в фэнтези-боевике «Детектив Ди и Тайна призрачного пламени» («Detective Dee and the Mystery of the Phantom Flame», 2010, режиссёр Цуй Харк) и за лучшую мужскую роль в биографической драме «Мой брат Брюс Ли» («Bruce Lee, My Brother», 2010, режиссёры Рэймонд Ип и Манфред Вонг). В 2012 г. он сыграл в гонконгском триллере «Холодная война» («Cold War», 2012, режиссёры Лонгман Люн и Санни Люк), который стал коммерческим хитом как в Гонконге, так и в Китае. За свою роль в этом фильме Люн получил ещё одну награду Гонконгской кинопремии и номинацию на премию «Золотая лошадь». В приключенческом боевике «Захват горы тигра» («The Taking of Tiger Mountain», 2014, режиссёр Цуй Харк) Люн сыграл главного злодея в сложном гриме, что также было отмечено критиками – он получил номинацию на Гонконгскую кинопремию как лучший актёр. Роль в сиквеле «Холодная война 2» («Cold War 2», 2016, режиссёры Лонгман Люн и Санни Люк) также была высоко оценена киносообществом – Люн получил очередные номинации на Гонконгскую кинопремию и «Золотую лошадь».
Во 2-й половине 2010-х гг. Люн принял участие в высокобюджетных (но провалившихся в прокате) фэнтези-эпиках «Лига богов» («League of Gods», 2016, режиссёры Коан Хуэй и Верни Ён) и «Асура» («Asura», 2018, режиссёр Чжан Пэн), в криминальных триллерах «В погоне за драконами: Дикая банда» («Chasing the Dragon II: Wild Wild Bunch», 2019, режиссёры Вонг Цзин и Джейсон Кван) и «Однажды в Гонконге» («Once Upon a Time in Hong Kong», 2021, режиссёры Вонг Цзин и Вуди Хуэй), а также дебютировал в режиссуре с драмой «Полночное кафе» («Midnight Diner», 2019). Летом 2023 г. состоялась премьера мелодрамы «Любовь никогда не заканчивается!» («Love Never Ends», режиссёр Хань Янь).
Личная жизнь
В 1980-х гг. Тони Люн встречался с Маргарет Ли, но пара рассталась, после чего Люн встретил продюсера компании Radio Television Hong Kong (кит. 香港電台) Цзян Цзянянь, которая помогала актёру в трудный период его жизни из-за запрета на съёмки на Тайване. Пара поженилась в 1987 г., в 1993 г. у них родились дочери-близнецы Хлоя и Никки.