Третья симфония А. П. Бородина
Третья симфония А. П. Бородина. В последние годы жизни у А. П. Бородина созревал замысел симфонии в 4 частях. В июле 1884 г. он записал тему Andante, предположительно предназначенную для медленной части Третьей симфонии (тема напечатана в русском издании книги С. А. Дианина, сына его ассистента и друга А. П. Дианина: Дианин С. А. Бородин: жизнеописание, материалы и документы. Москва, 1955). Под влиянием триумфальных успехов первых двух симфоний в Бельгии композитор не позднее сентября 1886 г. вплотную приступил к работе над новым сочинением, записав главную тему 1-й части. По сообщению А. К. Глазунова, симфония должна была получить название «Русская». К зиме 1886/1887 гг. было сочинено Andante, которое автор играл своей жене Е. С. Бородиной, Глазунову и супругам Доброславиным. По свидетельству М. В. Доброславиной (Доброславина М. В. Воспоминания // А. П. Бородин в воспоминаниях современников. Москва, 1985. С. 185), Бородин охарактеризовал медленную часть симфонии как вариации на «раскольничью тему». Сохранились отдельные наброски Andante, опубликованные в английском издании книги С. А. Дианина (Dianin S. A. Borodin. Westport, 1963). За несколько дней до смерти Бородин сочинил также финал, который в его исполнении слышал А. П. Дианин. Для финала были записаны две темы в народном стиле, звучащие одновременно в контрапункте (как это сделано Бородиным в музыкальной картине «В Средней Азии»). Этот набросок не сохранился.
После смерти А. П. Бородина издатель М. П. Беляев стремился приобрести права на как можно большее число его сочинений (права на 1-ю и 2-ю симфонии уже принадлежали В. В. Бесселю). По инициативе Беляева к составлению партитуры «Третьей симфонии Бородина» приступил А. К. Глазунов. По примеру «Неоконченной симфонии» Ф. Шуберта он подготовил две части. 2(14) апреля 1887 г. была закончена 1-я часть (Moderato assai), сочинённая Глазуновым на темы Бородина. 14(26) мая Глазунов оркестровал скерцо Бородина для струнного квартета («Русское скерцо», 1882) и в качестве трио добавил музыку «рассказа купцов», в августе 1879 г. исключённую Бородиным из оперы «Князь Игорь». В распоряжении Глазунова имелись наброски Andante и финала, однако он ими не воспользовался. Кроме того, композитор всегда отвергал сообщения о своей феноменальной памяти, якобы позволявшей ему записывать музыку, слышанную в исполнении Бородина (в частности, он утверждал, что увертюра к опере «Князь Игорь» сочинена им самим, а не записана по слуху).
Симфония впервые прозвучала в Санкт-Петербурге 24 октября (5 ноября) 1887 г. под управлением Н. А. Римского-Корсакова на организованном М. П. Беляевым Русском симфоническом концерте, целиком посвящённом музыке А. П. Бородина. Тогда же наряду с другими сочинениями Бородина она была удостоена учреждённой Беляевым Глинкинской премии. Партитура издана в 1888 г.
Наиболее значительные записи сделаны Оркестром Романской Швейцарии под управлением Э. Ансерме (1954), оркестром Всесоюзного радио под управлением В. В. Небольсина (1958) и Государственным академическим симфоническим оркестром СССР под управлением Е. Ф. Светланова (1983); последняя вошла в осуществлённую дирижёром «Антологию русской симфонической музыки».