Реперкусса
Реперку́сса [лат. (vox) repercussa – отголосок, отзвук], в григорианском хорале доминирующий тон-устой, 2-я ладовая опора (после финалиса).
Наиболее ярко выражена в псалмодии, где именуется тенором (в значении: тон, удерживающий одну и ту же высоту). Вторичный тон-устой – важнейшая категория модального лада, однако названия «реперкусса» и «тенор» не распространяются на подобные явления в любых модальных ладах (например, их не применяют по отношению к византийской церковной монодии, к древнерусскому знаменному распеву). Реперкусса не аналогична доминанте мажорно-минорной тональности. Модальный лад разворачивается путём обхода ступеней звукоряда (в отличие от тональности, где образуется система тяготений между центром и периферией), отсюда особое «результативное» значение реперкуссы. В отличие от тональной доминанты реперкусса не всегда находится в отношении ближайшего акустического родства (квинтой выше или квартой ниже) к основному устою.
От реперкуссы следует отличать реперкуссию (лат. repercussio) – характерный для церковного тона мелодический интервал между финалисом и реперкуссой, который берётся скачком или заполняется поступенным движением либо подчёркивается опеванием указанных ладовых устоев (например, реперкуссия 1-го тона d-a, 2-го тона d-f).