Tower Defense
Tower Defense (с англ. – защита башен), поджанр стратегических видеоигр в реальном времени, в котором от пользователя требуется защищать какой-либо объект от юнитов под управлением компьютера с помощью строительства оборонительных укреплений, которые мешают вражеским силам достичь своей цели. В наиболее типичных образцах жанра на игровой карте расположены: точка, из которой появляются враги; место, которого им нельзя позволить достичь; соединяющая эти локации дорога, вдоль которой игроку следует возводить сооружения. Как правило, архитектурно и с точки зрения геймплея они представляют собой замковые башни, из которых по атакующим ведут огонь лучники, мушкетёры, артиллерийские орудия, маги и т. п., откуда жанр и получил своё название.
В поздних образцах жанра базовые игровые механики дополнены новыми: например, наступающие враги могут повреждать и уничтожать башни, а у игрока появляется возможность их чинить. Ремонт и строительство башен может требовать расхода внутриигровых ресурсов, которые игрок получает либо автоматически с течением времени, либо за уничтожение врагов, либо иными способами. Усложнение геймплея происходит путём появления у наступающих врагов новых способностей (полёт, игнорирование определённых типов башен) или развития игровой карты (например, у врагов может появиться несколько точек входа на карту, а у игрока – несколько баз, которые он обороняет, причём соединяющие их дороги могут пересекаться, создавая менее предсказуемые маршруты движения неприятеля).
Поскольку игровые механики Tower Defense относительно просты и нетребовательны к аппаратным ресурсам визуализации, некоторые видеоигры могут включать в себя мини-игры данного типа [(например, в серии «Final Fantasy» (с 1987)]. По той же причине в данном жанре существует множество игр для мобильных устройств.
Предтечами поджанра считаются ранние игры для игровых автоматов и домашних консолей, в которых задачей игрока было оборонять какой-либо объект от наступающих врагов. К этой категории можно отнести такие видеоигры, как «Space Invaders» (1978), «Missile Command» (1980) и др. (Rubens. 2013). В этих играх, однако, отсутствовал стратегический элемент, и, как следствие, победа или поражение всецело зависели от наблюдательности и скорости реакции пользователя.
В 1990 г. вышла «Rampart» от Atari Games, которую видеоигровая пресса впоследствии называла либо первым образцом жанра, либо по меньшей мере его ближайшим предком (Mitchell. 2008). Это мнение основывается на том, что в «Rampart» был впервые реализован один из основных элементов игрового процесса типичной игры Tower Defense – игроку предлагалось строить защитные сооружения для отражения волн наступающих противников. Тем не менее эту игру трудно отнести к рассматриваемому типу как с точки зрения игровой механики, так и визуально: в «Rampart» вражеские корабли с воды обстреливали сухопутные укрепления игрока, и условием поражения был именно проигрыш в перестрелке, а не проникновение вражеских юнитов в ключевую локацию.
Другие видеоигры, выходившие в течение 1990-х гг., развивали различные механики, которые впоследствии стали ассоциироваться с Tower Defense, но в окончательном виде поджанр сложился в середине 2000-х гг., когда соответствующие механики были популяризированы модами и дополнительными картами к таким играм, как «Starcraft» и «Warcraft III: Reign of Chaos» от студии Blizzard Entertainment.
С середины 2000-х гг. жанр быстро развивался во многом благодаря распространению мобильных устройств и портативных игровых систем. В 2007 г. вышли такие игры, как «Flash Element Tower Defense» Д. Скотта или «Desktop Tower Defense» П. Приса. Позднее появилось множество браузерных игр данного типа, а также первая часть одной из самых известных игр жанра Tower Defense – «Plants vs. Zombies» (с 2009) от PopCap Games. В этих играх выработалась формула игрового процесса, согласно которой пользователь должен зарабатывать ресурсы и строить защитные сооружения, чтобы предотвратить проникновение врагов на какую-либо локацию.
В последующие годы продолжали выходить игры Tower Defense как для браузеров, так и для мобильных устройств, консолей и персональных компьютеров. Помимо «Plants vs Zombies» к числу наиболее известных современных игр этого типа можно отнести серию «Kingdom Rush» (с 2011) от Armor Games.