Утреннее шоу
У́треннее шо́у (англ. morning show, breakfast television), формат телепередачи, сочетающей информационный и развлекательный контент и транслируемой утром в будние дни. Большинство утренних шоу принадлежат к категории инфотейнмента и выходят в прямом эфире или записываются незадолго до начала трансляции. Появление формата датируют 1950 г.
Особенности формата
Утренний телевизионный эфир востребован зрителями всех половозрастных категорий, однако на протяжении нескольких (обычно 3–4) часов, когда идёт телепередача, состав аудитории претерпевает изменения. Применительно к России эти изменения выглядят следующим образом: в 6–7 часов утра среди зрителей высока доля мужчин и женщин старше 30 лет, в 7–9 часов утра – школьников, в 9–10 часов утра – домохозяек. Ключевой особенностью утреннего телепросмотра выступает его кратковременность: в среднем зритель смотрит телевизор 7 минут, поэтому сюжеты утренних шоу, в том числе и интервью с гостями, редко превышают несколько минут (Алексеева. 2019. С. 9).
Информационная составляющая телепередачи может включать в себя как регулярные новостные выпуски, так и прогноз погоды, собственные репортажи команды утреннего шоу, обсуждение ведущими новостей. Для развлекательной части характерны интервью с приглашёнными гостями, а также такие сегменты, как кулинарные рецепты, многосерийные или короткие мультфильмы, киноафиша, обзор определённых категорий товаров (как правило, продуктов, бытовых и кухонных принадлежностей) и т. д. Утренние шоу, транслируемые общенациональными каналами в крупных странах, зачастую включают в себя локальные сегменты от небольших региональных телестудий со сводками местных новостей, дорожной обстановки и др.
История и распространение
Первое утреннее шоу, «Три, чтобы собраться» («Three to Get Ready»), было запущено локальным американским каналом WPTZ в 1950 г. и продолжалось на протяжении двух лет. Телепрограмма, ведущим которой стал комик Э. Ковач, была нацелена на развлекательный контент, однако также содержала прогноз погоды и новостные выпуски. В 1952 г. в США появилось первое общенациональное утреннее шоу – «Сегодня» («Today») телесети NBC. По сравнению с передачей Ковача «Сегодня» имело более выраженную информационную направленность, а по структуре программа уже практически не отличалась от современного стандарта таких шоу. C 1954 г. свои утренние шоу создавала сеть CBS [последний вариант, выпущенный в эфир в 2021, называется «Утро CBS» («CBS Mornings»)]. В 1975 г. вышло в эфир третье общенациональное американское утреннее шоу, существующее поныне, – «Доброе утро, Америка» («Good Morning America») телеканала ABC.
Распространение формата за пределы США происходило в 1970–1980-е гг. Так, в конце 1970-х гг. в Японии канал NHK запустил телепрограмму «Крупный план! Доброе утро!» (ズームイン!!朝!, 1979–2001), соответствующую всем характеристикам утреннего шоу. В 1983 г. в Великобритании телерадиокомпания BBC запустила аналогичную телепрограмму «Время завтрака» («Breakfast Time»), продолжавшуюся до 1989 г. В 1986 г. увидело свет первое испанское утреннее шоу, «Доброе утро» («Buenos días», 1986–1990), в 1987 г. – немецкое, «Доброе утро, Германия» («Guten Morgen Deutschland», 1987–1994, 2013–2022).
В 1986 г. первое утреннее шоу вышло в эфир в Советском Союзе. Изначально информационно-развлекательная телепередача называлась «60 минут», в 1987 г. была переименована в «90 минут», в 1988 г. – в «120 минут». Передача транслировалась ежедневно по утрам по Первой программе Центрального телевидения (ЦТ СССР). Её показ продолжился и после прекращения вещания Первой программы ЦТ СССР и начала работы на этой частоте 1-го канала Останкино. Сменив несколько названий, шоу продолжает выходить и ныне на Первом канале под названием «Доброе утро». Параллельно в эфир выходят и другие утренние шоу: «Утро России» (с 1998, «Россия-1»), «Сегодня утром» (с 1996; с 2019 – «Утро. Самое лучшее», НТВ), «С бодрым утром!» (с 2015, «РЕН-ТВ»), «Настроение» (с 1998, «ТВ Центр») и др. Между программами есть свои различия – в целевой аудитории, позиционировании и имидже, – однако все они обладают сходными структурой и стилем (Полуэхтова. 2017).
Формат утреннего шоу получил отражение в популярной культуре. В частности, ему посвящена комедийная военно-биографическая драма «Доброе утро, Вьетнам» («Good Morning, Vietnam», 1987, режиссёр Б. Левинсон). Изнанке утреннего телепроизводства и влиянию культуры вовлечённости и отмены посвящён драматический сериал стриминговой платформы Apple TV+ «Утреннее шоу» («The Morning Show», с 2019).