Тиняков Александр Иванович
Тиняко́в Алекса́ндр Ива́нович (псевдонимы Одинокий, Герасим Чудаков) [13(25).11.1886, село Богородицкое Мценского уезда Орловской губернии, ныне Хотынецкого района Орловской области – 17.8.1934, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], русский поэт, публицист и литературный критик. Родился в семье зажиточных крестьян, в имении, приобретённом его дедом. Учился в орловской гимназии (не окончил); его учителем словесности был Ф. Д. Крюков.
В декабре 1903 г. переехал в Москву, где познакомился с А. С. Серафимовичем, Л. Н. Андреевым и В. Я. Брюсовым, которого считал своим литературным учителем. Первая публикация Тинякова – стихотворение в прозе «Последняя песня» («Орловский вестник». 1903. 14 сентября). В 1904 г. его стихи были опубликованы в альманахе «Гриф», под псевдонимом Одинокий (по названию романа А. Стриндберга, значительное влияние которого испытал Тиняков).
В январе 1905 г. установил отношения с социал-демократами, но вскоре порвал с ними, разочаровавшись в революционных идеях. В 1905–1910 гг. печатался в журналах «Аполлон», «Весы», «Голос жизни», «Золотое Руно», «Перевал», «Трудовая жизнь» и др. Сблизился с молодыми московскими писателями-символистами (Н. И. Петровская, В. Ф. Ходасевич, Б. А. Садовской, Л. Н. Столица и др.).
В. Ф. Ходасевич писал, что Тиняков «никогда не опускается до холодного выдумывания стихов, до писания ради писания, до стихотворного жонглёрства, получившего столь широкое распространение в последние годы. Переживания г. Тинякова подлинны, – и это заставляет примириться с их немного наивным демонизмом. Стих г. Тинякова немного жёсток, отрывист, немузыкален, но в нём чувствуется серьёзная работа...» («Утро России». 1912. 24 ноября. № 271).
В 1912 г. в издательстве «Гриф» вышел первый поэтический сборник «Navis nigra» («Чёрный корабль»), названный по-латыни с явной ориентацией на латинские и греческие названия книг Брюсова, подражание которому было отмечено многими критиками. Н. С. Гумилёв писал, что автор раздавлен «брюсовскими доспехами» («Аполлон». 1912. № 10. С. 76); С. М. Городецкий отмечал, что, несмотря на талант, Тиняков ещё не выработал ни своей ритмики, ни своей системы образов; является «пережитком» эпохи «Весов» и «Золотого Руна», где в своё время дебютировал («Речь». 1912. 5 ноября). Впрочем, сам Брюсов нашёл несколько очень удачных стихотворений в первом варианте сборника.
В своих стихах, как и в жизни, Тиняков создавал квазиобраз «проклятого поэта»: эпатировал публику и читателей высказываниями на натуралистические, антисемитские, богохульные, эротические и другие провокативные темы.
Любо мне, плевку-плевочку,
По канавке грязной мчаться,
То к окурку, то к пушинке
Скользким боком прижиматься.
В 1912 г. Тиняков переехал в Петербург, где познакомился с А. А. Ахматовой, А. А. Измайловым, А. А. Блоком, В. В. Розановым, Г. В. Ивановым, посещал салон Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус, являлся завсегдатаем литературного кафе «Бродячая собака». Не будучи в состоянии заработать на жизнь стихами, много занимался подённой литературной работой, писал статьи и рецензии для газет «Русская молва» (1912) и «Речь» (1915–1916), а также сотрудничал в журналах «Современные записки» (1913), «Дневник писателя» (1914), «Новый Сатирикон» (1914–1915), «Лукоморье» (1915), «Отечество» (1915), «Нива» (1915), газетах «Петроградский курьер» (1915), «Голос Руси» (1916) и др.
В 1916–1917 гг. закончил подготовку рукописи второй книги стихов «Весна в подполье», однако автору не удалось пристроить её ни в одно издательство. К этому времени относился скандал, связанный с публикациями статей Тинякова в противоположных по идеологической направленности изданиях, – черносотенной газете «Земщина» и в либеральной периодике. Это явилось причиной разрыва с ним большинства литературных деятелей.
В 1917 г. возвратился в Орёл, где под псевдонимом Герасим Чудаков начал сотрудничать с местными газетами как публицист, пропагандируя пролетарскую культуру. В 1919 г. переехал в Казань, где издал сборник критических статей «Пролетарская революция и буржуазная культура» (Казань, 1920). Под тем же псевдонимом выпустил книги «О значении искусств» и «Кое-что о Боге» (обе Казань, 1920).
В 1920 г. отправился в Петроград, где сотрудничал с газетой «Жизнь искусства». В июле 1921 г. стал работником политуправления Балтфлота, публиковался в газетах «Красная звезда», «Красный Балтиец» и др.
В 1922 г. в издательстве «Парфенон» выпустил сборник статей «Тютчев», куда включил неизданные письма Ф. И. Тютчева, а также собственную статью о нём. В том же году свет увидел его второй стихотворный сборник «Треугольник», продолживший тематику первого и также вызвавший противоречивую реакцию критиков. В 1923 г. в Орле выпустил книгу «Русская революция и литература»; вёл раздел критических заметок в газете «Последние новости».
В 1925 г. вышел его последний сборник «Ego sum qui sum», ставший причиной окончательного разрыва Тинякова с литературным миром из-за встречающегося в стихах богохульства, а также из-за включённого в книгу стихотворения «Радость жизни», в котором есть упоминание о смерти Гумилёва, произошедшей лишь месяцем позже.
В 1926 г. он стал профессиональным нищим. В 1930 г., осуждённый по доносу «за контрреволюционную агитацию и пропаганду», провёл три года в Соловецких лагерях особого назначения. В 1933 г. вернулся в Ленинград. Неизданными остались семь его книг.
Стал прототипом Одинокого в романе Д. Л. Быкова (является иностранным агентом) «Ученик чародея» (2011).