Тибет. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Тибе́та. Тибетская музыка формировалась во взаимодействии с музыкой Персии (вероятно, с начала нашей эры, в стране Шаншунг), Индии и Непала (8–12 вв.), мусульманских стран, Монголии и Китая (с 13 в.). Распространена в Китае (Тибетский автономный район, провинции Сычуань, Цинхай, Ганьсу), Бутане, Непале, Индии (штаты Сикким, Ладакх).
Сведения о музыке и музыкальных инструментах Тибета содержатся в санскритско-тибетском словаре «Махавьютпатти» (9 в.), «Трактате о музыке» Сакья-Пандиты (1182–1251), посвящённом главным образом теории и практике буддийских песнопений, трактате «Радостное празднество» (в другом переводе – «Пир радости», 1688) Сангье Гьяцо, содержащем сведения о придворной церемониальной музыке, и др. В Европе о ней стало известно благодаря итальянскому миссионеру-августинцу А. А. Джорджи («Alphabetum Tibetanum», 1762). Буддийскую музыкальную традицию Тибета восприняли Монголия, Калмыкия, Бурятия, Тыва; она проникла на Алтай, на территорию Забайкальского края и Иркутской области. В основе тибетской классификации музыкальных инструментов лежит классическая индийская.
Главное место в музыкальной культуре Тибета занимает культовая музыка ваджраяны, имеющая индийское происхождение; священные тексты на тибетском языке и санскрите распевает мужской хор, как правило в унисон в очень низком регистре. Различаются силлабическое и мелизматическое пение, используется также специфическое «сольное многоголосие» – т. н. кластерное, родственное стилю каргыраа тувинского и монгольского горлового пения. Способ обучения всегда был устным, однако существуют разновидности традиционной нотации.
Классическая музыка Лхасы – песни нангма, исполняемые женщинами в сопровождении инструментального ансамбля; их основа – монодия с элементами гетерофонии, характерны 7-ступенные звукоряды; записывалась китайской флейтовой слоговой нотацией в тибетской транслитерации, позднее – цифровой нотацией, принятой в Китае и Японии. Среди сопровождающих инструментов: лютня с длинной шейкой дамьен (драмьен), поперечная флейта тэлинг, продольные одинарные, двойные и тройные флейты, 2-струнный смычковый пиванг (принадлежит китайскому семейству хуциней; бутанская разновидность – 3-струнный чиванг), цимбалы гьюманг.
К 12 в. в буддийской службе сложился ансамбль ударных и духовых инструментов: ручной колокольчик дильбу и барабан в форме песочных часов дамару (инструменты главных священнослужителей), 2-сторонний рамный барабан на длинной ручке лаг-нга, большой барабан а’нга-бом, раковина-труба дунгкар, длинные металлические трубы дунгчен (до 7 м длиной), короткие трубы кандун, канлинг (из берцовой кости человека), язычковые инструменты гьялинг (вроде зурны), полусферические и плоские тарелки (соответственно рольмо и сильньян), маленькие тарелочки тинша, связка бубенцов ерка; духовые всегда используются парно.
Среди сигнальных инструментов (для призыва к богослужению и др.): колокол среднего размера с языком, деревянное ручное било ганди (результат несторианского влияния), раковина-труба дункар. Традиционный атрибут странствующих монахов и буддийских учителей – посох с звенящими подвесками. Т. н. тибетские поющие чаши – колокола с фрикционным звукоизвлечением – не имеют отношения к тибетскому буддизму.
Инструментальное звучание (санскр. шабда) рассматривается как одно из восьми «внешних» подношений Будде или божествам буддийского пантеона (наряду с водой, цветами, ароматическими курениями и др.). Отдельные звуки и звукосочетания наделяются символическими значениями. Музыкальные инструменты часто встречаются в иконографии Тибета (в том числе в росписях монастыря Толинг); «изображённая» музыка рассматривается как «внутреннее» подношение Будде, адепты стремятся услышать её внутренним слухом посредством медитативной практики. В иконографии встречаются также вышедшие из культовой практики лютня пиванг (от санскр. вина; ныне так называется смычковый инструмент), поперечная флейта лингбу (см. Лимбэ).
В культе религии бон используются рамный барабан или барабан на длинной ручке, ручной тарелкообразный колокол с языком гшанг, трубы канлинг и ряд других инструментов буддийской службы.
Монастырские музыкально-танцевальные представления в масках – чам (буквально – танец; см. также Цам) связаны с учением тантризма и являются «тайным подношением» 16 женским божествам низшего порядка. В ритуале чод (или чё; связан с индийской практикой тантра-йоги и ритуалами религии бон), тибетский вариант которого создала йогиня Мачиг Лабдрон (1031–1129), значительную роль играет музыка: сольное или групповое, мужское или женское распевание ритуальных религиозных текстов с аккомпанементом дамару с корпусом из срезов человеческих черепов (мужского и женского), колокольчика дильбу и труб из берцовой кости человека.
Создателем современных музыкально-танцевальных театральных представлений а-че лхамо (т. н. тибетская опера, 14 в.; в 2009 внесена в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО по Китаю) считается буддийский монах Тангтонг Гьялпо.
Основным жанром придворной музыки Центрального Тибета с 17 в. был танцевальный жанр гар, или гарпа (исполнялся юношами; согласно тибетским источникам, восходит к 7 в.). В ансамбль гар входили парные литавры даман, духовые язычковые суна (от перс. сурна или кит. сона). Оба инструмента связаны с ранними персидскими или мусульманскими влияниями, тибетский и ладакхский варианты инструментов имеют некоторые различия. Репертуар ансамблей, в которые входят суна и даман, включает инструментальные произведения, исполняемые на открытом воздухе во время официальных церемоний и процессий, а также композиции, сопровождающие песни и танцы.
В 1950 г. Триджанг Ринпоче создал национальный гимн Тибета «Гьяллу», который стал также гимном всей тибетской диаспоры. В Дармсале (штат Химачал-Прадеш, Индия) в 1959 г. Тензином Гьяцо, Далай-ламой XIV, был основан Тибетский институт исполнительских искусств (первоначально Общество тибетской музыки, танца и драмы). Завоевали популярность тибетские песенно-танцевальные группы, созданные в Индии, в их числе – «Гангджонг Догар» (гастролировала в ряде стран Европы, в 2004 впервые в России).
С 1980-х гг. развивается тибетская популярная музыка.