Республика Алтай. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Респу́блики Алта́й. Древнейший памятник музыкальной культуры – угловая арфа из 2-го Пазырыкского кургана (Эрмитаж). Традиционная музыкальная культура представлена устным творчеством алтайцев, русских переселенцев (главным образом старообрядцев), казахов и других народов, проживающих в Республике Алтай. Музыка алтайцев включает песни кожонг – лирические, обрядовые (сольные и ансамблевые песни жанра Jанар кожон, исполняющиеся во время праздников, свадеб, в пути) и др., эпические сказания кай чорчок, наигрыши на комусе (дуговой варган), шооре (продольная флейта) и др. Кай чорчок исполняется певцом-сказителем кайчи (кайчы) в особом местном стиле горлового пения (кай) с собственным сопровождением щипкового инструмента топшуур.
Первые описания музыкальных инструментов алтайцев и их манеры пения принадлежат В. И. Вербицкому (Вербицкий В. И. Алтайские инородцы. Москва, 1893). В начале 20 в. А. В. Анохин и А. М. Ильин осуществили первые записи алтайского фольклора; Анохин отмечал исполнение исторических, лирических, бытовых песен певцом кожонгчи в сопровождении смычкового инструмента икили (родствен тувинскому игилу). В числе знаменитых сказителей 20 в. – потомственный кайчи А. Г. Калкин, от которого записаны героические сказания «Маадай-Кара» и др. С 1952 г. запись алтайского эпоса проводил Горно-Алтайский научно-исследовательский институт истории, языка и литературы (ныне Научно-исследовательский институт алтаистики имени С. С. Суразакова). До конца 20 – начала 21 вв. в аймаках Горного Алтая сохранялась живая сказительская традиция; кроме Калкина (в 1998 ему первому присвоено звание «народный сказитель Алтая»), прославились кайчи Т. А. Чачияков, Н. К. Ялатов, С. И. Савдин, Т. Б. Шинжин и др. Сохранению и развитию традиций устного творчества способствует деятельность Республиканского центра народного творчества (организован в 2007), по материалам полевой экспедиции 2007 г. здесь издан сборник алтайских народных песен (2017). В числе русских фольклорных ансамблей – «Сиберия» (создан в 1987 на базе Дома культуры села Тихонькая Усть-Коксинского района).
Первыми на основе алтайского фольклора создали музыкальные произведения Анохин и Ильин (1920–1930-е гг.). Первым профессиональным горно-алтайским композитором считается Б. М. Шульгин; в числе композиторов республики: А. А. Тозыяков, В. Ф. Хохолков, В. Г. Пешняк. Значительное место в творчестве композиторов занимает песенный жанр.
В Горно-Алтайске в 1993 г. основана государственная филармония; в её составе: фольклорный ансамбль «Алтай» (основан в 1986), группа электронно-этнической музыки «Новая Азия» (основана в 2004). В 2003 г. создан Государственный оркестр Республики Алтай (с 2015 Государственный оркестр главы Республики Алтай; художественный руководитель В. Е. Кончев), его основу составляют традиционные музыкальные инструменты алтайцев. Дирижёр и композитор Кончев – организатор и руководитель ряда музыкальных коллективов и проектов, в 2006–2014 гг. министр культуры Республики Алтай. В 1999 г. при Детской музыкальной школе № 1 Горно-Алтайска он создал Алтайскую студию мальчиков – единственную в республике школу с комплексной программой обучения на базе национально-регионального компонента.
Среди исполнителей – певицы А. Ч. Балина, Карагыс Ялбакова. Популярные исполнители кая Ногон Шумаров, Ойрот Отуков, Элбек Калкин, Болот Байрышев и др., учившиеся у традиционных исполнителей, показывают владение горловым пением на концертной сцене в республике, стране и за рубежом. Функционируют группа «Алтай-Кай» (организована в 1997 в селе Улаган), трио «Сказители Алтая» (организовано в 2012 в Горно-Алтайске).
С 2004 г. проводится фестиваль-конкурс мастеров горлового пения «Международный курултай сказителей». С 2007 г. в Музее алтайского сказителя Н. У. Улагашева (близ села Паспаул Чойского района) проводится фестиваль «Чойские россыпи» (джазовые ансамбли, рок-группы, духовые оркестры, ансамбли народных инструментов, эстрадные ансамбли, танцевальные группы и др.).