Республика Тыва. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Респу́блики Тыва́. Музыкальная культура коренного этноса Республики Тыва – тувинцев – является частью музыкальной культуры многочисленной семьи тюрко-монгольских народов, в региональном отношении – культуры народов Саяно-Алтая и Центральной Азии. Впервые сведения о музыкальном фольклоре тувинцев зафиксированы в трудах российских и иностранных путешественников, посещавших территорию Урянхайского края (название Тувы, принятое в 18 – начале 20 вв.) в конце 19 – начале 20 вв. Музыкальная культура Тувы исторически складывалась на основе форм и жанров традиционной музыки (устного народного творчества и религиозных культов), с середины 20 в. обогатилась композиторским творчеством академического типа новоевропейской традиции и явлениями городской массовой музыкальной культуры.
Основа музыкального наследия тувинцев – музыкальный фольклор, представленный песенными жанрами узу́н ырла́р («долгие» песни, интонируемые на напевы широкого дыхания), кыска́ ырла́р («короткие» песни с оживлёнными напевами без мелодической орнаментации), припевками кожамы́к (типа частушек, любовно-лирического содержания, исполняемые в диалогической манере), различными стилями и субстилями горлового пения (основные стили – сыгы́т, хоомей, каргыраа́), бытовыми и охотничьими звукоподражаниями, обрядовыми формами (связанными с культами почитания духов природы), инструментальными наигрышами. Хорошо сохранились фольклорные музыкальные инструменты тувинцев и традиция исполнительства на них. К ним относятся: струнные смычковые – игил, бызаанчи, струнные щипковые – дошпулуу́р, ча́нзы, цитра чадага́н, духовые – флейты лимби́, шоо́р, охотничья труба-манок амырга́, варганы – теми́р-хому́с, ыя́ш-хому́с, кулузу́н-хому́с. В музыкальной практике тувинцев также используются инструменты монголов: струнно-смычковый моринхур, струнно-щипковая ша́нза, цимбалы ёо́чин, цитра ятга́.
Ритуальная практика тувинских шаманов неразрывно связана с бубном дунгур. Данный инструмент строго табуирован и простыми аратами в музыкальной практике не применялся. Удары колотушкой орба́ по бубну, вкупе с различными самозвучащими звуковыми орудиями-подвесками на традиционном одеянии шамана, входят в звуковой пласт обряда шаманского камлания.
В храмовой традиции северного буддизма махаяны используются духовые и ударные из буддийского инструментария: колокольчик конга́, тарелочки денчи́к, тарелки шан, барабанчик дамбыра́, двусторонний барабан кенгирге́, язычковый духовой бушкуу́р, сигнальные орудия – морская раковина тун, гонг караа́нгы, металлические и костяные трубы канда́н, канли́н, большая труба бурээ́. В буддийских храмах (хурээ́) дореволюционной Тувы существовали храмовые оркестры, сопровождавшие богослужения и проведение мистерии цам.
Создание в 1921 г. самостоятельного тувинского государства – Республики Танну-Тыва улус, вскоре переименованной в Тувинскую аратскую, затем Тувинскую народную республику (ТНР), – и смена идеологического курса в сторону атеизма привели к прерыванию традиции храмовой музыки. Визит Далай-Ламы XIV в 1992 г. стал мощным стимулом к возрождению буддизма в республике, храмовая музыкальная традиция начала восстанавливаться, но пока функционирует не в полном объёме (утрачена традиция игры на духовых инструментах). Проводимый с 1999 г. фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» был организован с целью возрождения монастыря (Үстүү́-Хүрээ́, буквально – Верхний храм) в окрестностях г. Чадан.
Отправление шаманских ритуалов в 1920–1980-е гг. официально было запрещено, однако перешедшая в скрытые формы шаманская практика не была прервана и в полной мере возродилась в постсоветский период.
Музыкальная культура русских старожилов, пришедших на территорию Тувы в середине 19 в. и поселившихся в основном в верховьях Малого Енисея (ныне Каа-Хемский кожуун), представлена традицией исполнения духовных стихов и церковно-певческой практикой.
Новые волны русских переселенцев связаны с Октябрьской революцией 1917 г., образованием в 1921 г. Русской самоуправляющейся трудовой колонии Урянхайского края (с 1932 Комитеты советских граждан), а затем – со вхождением ТНР в состав СССР в 1944 г. и образованием Тувинской автономной области в составе РСФСР (Тувинская АССР в 1961–1991). В результате музыкальная культура Тувы обогатилась русским фольклором, практикой исполнения песен под баян, широким развитием художественной самодеятельности, в рамках которой коренные жители приобщались к коллективным (оркестровым, хоровым, ансамблевым) формам музицирования, изначально не свойственным фольклорной традиции тувинцев. Важную роль в этом процессе сыграла кружковая деятельность основанного в 1922 г. Клуба советских граждан г. Кызыл. Среди его активистов – первый профессиональный баянист Тувы Василий Сергеевич Безъязыков (1907–1959), певица и руководитель хорового кружка Пелагея Ефремовна Фунтикова (1892–1974). По образцу советских клубных учреждений для граждан ТНР организовывались юрты-передвижки (кызыл өг, буквально – красная юрта), в 1930-х гг. проводились олимпиады народных талантов – прообраз будущих смотров художественной самодеятельности. В 1932 г. в Кызыле, ставшем центром музыкальной жизни республики, был открыт Клуб имени О. Шагдыр-Сюрюна.
Оркестровые формы музыки в Туве возникли благодаря распространению буддизма и развитию практик храмовых оркестров. Первым оркестром светского типа в Туве стал духовой оркестр Тувинской народно-революционной армии, организованный в 1929 г. при участии военного отряда 5-й Красной Армии, который до этого времени располагался в Туве и ранее участвовал в революционных событиях вместе с местными красными партизанами.
Следующим стал оркестр тувинских инструментов национального театра-студии (1936, будущий Тувинский музыкально-драматический театр). Деятельность студии (в 1943–1945 – театрально-музыкального училища) стимулировала развитие авторского музыкального творчества в республике. В разные годы по договору с ТНР в студию приезжали советские музыканты, в том числе композитор Алексей Николаевич Аксёнов (1909–1962), дирижёры и композиторы Леонид Иосифович Израйлевич (1909–1993), Ростислав Георгиевич Миронович (1904–1998). Работавшие в ТНР советские композиторы первыми начали создавать на материале тувинского фольклора крупные произведения в жанрах инструментального концерта (Концерт для лимби с оркестром Аксёнова, 1944), симфонической сюиты («Тувинские эскизы» Аксёнова, 1946), оперы («Чечен и Белекмаа» Мироновича, либретто А. А. Пальмбаха и С. А. Сарыг-оола; не закончена, в 1945 был поставлен 1-й акт). Из среды артистов-студийцев выдвинулись первые тувинские авторы-песенники, среди них: драматург Виктор Шогжа́пович Кок-оо́л (1906–1980), артист театра и кино Максим Монгужу́кович Мунзу́к (1910–1999), первый профессиональный баянист-тувинец Александр Сая́нович Лапта́н (1918–1981), композиторы А. Б. Чыргал-оол и Р. Д. Кенденбиль.
Организация культуры по советскому образцу привела к развитию институциональной системы, представленной в Туве рядом специализированных учреждений. Среди важнейших: Детская музыкальная школа г. Кызыл (1947, ныне Детская школа искусств имени Нади Рушевой), Дом народного творчества (1949, ныне Республиканский центр народного творчества и досуга), Концертно-эстрадное бюро (КЭБ, 1951–1969) и открытая на его базе Тувинская государственная филармония (1969; в том же году при ней был создан Государственный ансамбль песни и танца «Саяны», ныне Тувинский национальный театр музыки и танца «Саяны», в 1978 – вокально-инструментальный ансамбль «Аян»).
К 1950–1960-м гг. относится становление национальной композиторской школы Тувы, представленной несколькими поколениями. Её основоположниками, помимо Чыргал-оола и Кенденбиля, считается Саа́я Манмы́рович Бюрбе́ (1924–2012). Центральный жанр в творчестве тувинских композиторов – симфоническая поэма. Первый образец жанра – «Алда́н-Маа́дыр» («Шестьдесят богатырей») Чыргал-оола (1957). Первой национальной оперой стала «Чечен и Белекмаа» Кенденбиля, написанная на тот же сюжет, к которому обращался Миронович (либретто С. А. Сарыг-оола; начата в 1956, поставлена в 1965, дорабатывалась в 1980-е гг.).
Следующее, второе поколение представляют: Хуреш-оо́л Кара-Са́лович Дамба́ (1943–1993), Владимир Салча́кович То́ка (1942–2008), Сергей Иванович Бадыраа́ (род. 1950). В советский период в развитии тувинской композиторской школы большую роль сыграло творчество уроженца Тувы, долгие годы сохранявшего связь с малой родиной, – московского композитора Александра Петровича Курченко (1939–2022), а также работавшего в Туве в 1963–1991 гг. композитора и дирижёра марийского происхождения Бориса Нургали́евича Ну́хова (род. 1940). Произведения на тувинскую тематику создавали приезжие специалисты, работавшие в Кызыле в 1960–1970-х гг., – композитор С. М. Крымский и хормейстер Роберт Николаевич Лесников (1933–2007). В конце 1970-х гг. с ансамблем «Саяны» начал сотрудничать ленинградский композитор Пётр Абрамович Геккер (род. 1945), ставший автором музыки первого тувинского национального балета «Хая-Мерген» (1979). Представители этого поколения композиторов Тувы развивали все области академической музыки (симфонической, хоровой, театральной, камерной). В жанре песни активно работали их современники – самодеятельные тувинские композиторы, чьё творчество востребовано в республике и в 21 в., среди них: Альберт Та́нов, Брига́д Дупчу́р, Солаа́н Базыр-оо́л, Каа́дыр-оол Бегзи́, Баты́й Кене́ш, Кара-Ка́т Оо́ржак, Кертик-оо́л Данзы́н, Монгун-оо́л Дамбашта́й, Владимир Сере́н, Алёна Йомужа́п и др.
Третье поколение национальной композиторской школы представляют ведущие современные тувинские авторы: Буян-Маа́дыр Тулу́ш (род. 1973), Чойга́на Комбу́-Самда́н (род. 1976), Ура́на Хомушку́ (род. 1978), Ая́на Ою́н (род. 1982), Наталья Лопса́н (род. 1967), Оксана Тюлю́ш (род. 1975), Ая́на Монгу́ш (род. 1976). Для современных композиторов оказалась актуальной работа в формате коллективных музыкально-зрелищных проектов. Первым из них стала опера «Мөңге аялга» («Вечная мелодия», 2004, авторы – Тулуш, Комбу-Самдан, Хомушку, Лопсан, Монгуш). В последующих коллективных опусах – детском балете «Шыяан ам…» (непереводимый сказочный зачин, 2011), сюжетных вокально-хореографических постановках ансамбля «Саяны» («В колыбели Саян и Танды», 2009; «Золотые стрелы мечты», 2014) – состав группы композиторов варьировался.
Композиторское сообщество представлено двумя творческими организациями – Тувинским региональным отделением Союза композиторов России (основано в 1978 как Союз композиторов Тувинской АССР; с 2000 объединяет профессиональных композиторов и музыковедов) и Творческим союзом композиторов Республики Тыва (создан в 2002, объединяет самодеятельных композиторов, преимущественно песенников).
Среди музыковедов Тувы выделяются: в области музыкальной фольклористики – А. Н. Аксёнов, тувинские этномузыкологи З. К. Кыргыс, Валентина Юрьевна Сузуке́й (род. 1954); в области композиторского творчества – новосибирский музыковед Галина Анисимовна Осипенко (1938–2016), тувинские специалисты Витольд Леонтьевич Са́пельцев (1932–2019), Зинаида Константиновна Казанцева (род. 1945), Владимир Ильич Борисенко (1947–1995), Екатерина Константиновна Карелина (род. 1964), бурятский музыковед Инесса Александровна Цы́бикова-Данзы́н (род. 1967). Ныне исследования также ведут тувинские этномузыкологи Марьятта Маадыр-оо́ловна Бадыргы́, Аясмаа́ Данзы́-Беле́ковна Баранмаа́, Ульяна Очур-оо́ловна Доно́рова, Айланмаа́ Хомушку́евна Кан-оо́л (все – род. 1972).
В 1992 г. в Кызыле состоялся 1-й Международный этномузыкологический симпозиум «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии», привлёкший внимание многих учёных из России и зарубежных стран (2-й – 8-й симпозиумы проводились в 1995–2023). В рамках симпозиума проходят международные конкурсы исполнителей горлового пения. Создание в 1993 г. Международного научного центра «Хоомей» (в 2021 преобразован в Международную академию «Хоомей») стимулировало развитие нового научного направления – хоомееведения. Ведущий специалист в этой области и первый доктор искусствоведения среди тувинцев – З. К. Кыргыс.
1990-е гг. в музыкальной культуре республики отмечены проявлением «новой фольклорной волны». Возрождение русской старообрядческой традиции связано с деятельностью детского фольклорно-этнографического ансамбля «Октай» (1990). В тувинской среде возник новый тип музыкальных коллективов – профессиональные ансамбли, состоящие из исполнителей горлового пения и инструменталистов. Начало этой практике положила деятельность фольклорно-этнографического ансамбля «Тыва» («Тува», 1988), у истоков которого стояли З. К. Кыргыс и народный мастер горлового пения (хоомейжи́) Геннадий Хайдыпович Тума́т (1964–1996). Из состава ансамбля впоследствии выдвинулись многие знаменитые хоомейжи, в том числе артист и педагог хоомея Конгар-оо́л Онда́р (1962–2013).
Наряду с ансамблем «Тыва» мировое признание получили: рок-группа «Ят-Ха» (по названию музыкального инструмента, 1992, лидер – Альберт Куве́зин), фолк-группы «Хун-Хурту» («Солнцеворот», 1993, лидер – Кайгал-оо́л Ховалы́г), «Чиргилчи́н» («Марево», 1997, лидеры – Игорь Кошкенде́й, Монгун-оо́л Онда́р), «Ала́ш» (название реки, 1999, лидеры – Бады́-Доржу́ Онда́р, Аян-оо́л Сам, Аян Шири́жик). Участницы фолк-группы «Тыва Кызы» («Дочери Тувы», 1998, лидер – Чодураа́ Тума́т) первыми в мире начали популяризировать женский хоомей.
Благодаря развитию художественной самодеятельности в советский период и творчеству фолк-групп в постсоветское время искусство горлового пения стало приобретать статус профессиональной деятельности. Развитию хоомея и профессионализации его носителей способствовало проведение, начиная с 1980-х гг., республиканских и международных конкурсов исполнителей горлового пения, а также учреждение почётных званий (высшее – «народный хоомейжи Республики Тыва»). В 2011 г. профессия «артист горлового пения хоомей» была внесена в Единый квалификационный справочник РФ. С 2015 г. учреждён республиканский праздник – День хоомея (отмечается ежегодно 17 августа).
Значимость этномузыкальных традиций в современной культуре Республики Тыва подтверждают учреждение Центра тувинской традиционной культуры и ремёсел (2008), объявление 2008 г. Годом хоомея, 2009 г. – Годом игила, проведение конкурсов-фестивалей этнокультурной направленности («Игил Ак-оо́ла», с 1993; «Сарада́к», с 1995; «Дынгылда́й» и «Дембилде́й», оба с 2002; проект «Кошку́н хоомей» с 2014 и др.).
Ныне на базе Тувинской филармонии (с 2017 имени В. М. Халилова) работают: ансамбли «Саяны», «Аян», Тувинский государственный симфонический оркестр имени Виктора Тока (создан в 1966 при комитете по радиовещанию и телевидению при Совете министров Тувинской АССР, в составе филармонии с 1998), инструментальный ансамбль «Кант» (создан в 2004), Tuva Jazz Band (2015).
Отсутствие в республике театра оперы и балета частично восполняется благодаря балетным и сюжетно-хореографическим постановкам ансамбля «Саяны», а также музыкальным спектаклям Национального музыкально-драматического театра имени Виктора Кок-оола и созданного на его основе Тувинского государственного театра кукол (2013), в репертуаре которого немало музыкальных постановок.
В 2000-х гг. были созданы новые государственные коллективы – Тувинский национальный оркестр Министерства культуры Республики Тыва (2003) и Духовой оркестр Правительства Республики Тыва имени Т. Дулуша (2008), заявившие о себе оригинальными репертуаром и форматами выступлений. В концертные программы тувинского оркестра включаются разные стили горлового пения, в том числе хоровое, художественное чтение, элементы театрализации; в репертуаре коллектива – музыкально-драматический спектакль «Чадага́н». Программы духового оркестра включают шоу-концерты с элементами рэпа и хип-хопа, выступления на плацу и конные выступления, представления оркестра масок буддийской мистерии цам, ледовый цам на коньках). Коллектив стал организатором Международного фестиваля духовых оркестров «Фанфары в Центре Азии» (2012, 2014, 2021, 2023).
Система музыкального образования в Туве включает: Кызылский колледж искусств имени А. Б. Чыргал-оола (основан в 1960 как Кызылское музыкальное училище; при колледже есть музыкальная школа-студия), Республиканскую школу искусств имени Р. Д. Кенденбиля (1978, специализированная школа-интернат для одарённых детей коренной национальности), сеть муниципальных детских школ искусств. В 1973 г. при Министерстве культуры Тувы был создан Республиканский методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства (ныне Ресурсный центр). Вуза, дающего образование в сфере культуры и искусств, в Туве нет, в 1993–2016 гг. в Кызыле функционировал Тувинский филиал Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (ныне Восточно-Сибирский государственный институт культуры).