Маркизцы
Марки́зцы, полинезийский народ, коренное население Маркизских о-вов. Численность 7,5 тыс. человек (2009, оценка). Говорят на маркизском языке восточной подгруппы полинезийских языков; близок к гавайскому языку. Делится на северное и южное наречия. Письменность на основе латинской графики. Распространён также французский язык. Между населением северной и южной частей архипелага существуют диалектные и антропологические различия. Верующие – христиане (католики и протестанты).
Маркизские о-ва были заселены во 2-й половине 1-го тыс., вероятно, с о-вов Общества и Туамоту. Маркизцы участвовали в заселении Гавайских и других островов. Выращивали в основном кокосовую пальму, хлебное дерево, бананы, разводили свиней и кур. Были развиты резьба по дереву (столбы домов, носы лодок, палицы, чаши, ручки вееров и др.), камню (в том числе антропоморфные статуи тики до 2,5 м в высоту), изготовление и орнаментация тапы. Традиционная одежда – набедренная повязка (мужская – хами, женская – каеу) и плащ (каху) из тапы. Носили украшения из перьев, раковин, черепахового щита, костей (в том числе человеческих), семян, человеческих волос (в том числе из бороды стариков). Было развито искусство татуировки, сплошь покрывавшей тело. Племена (матаэинана) занимали горные долины, в больших долинах иногда по несколько племён. Во главе племени – вождь (хакаики). Общество делилось на два социальных слоя: привилегированный (табуированных) и простонародье; женщины, независимо от социального статуса, принадлежали к простонародью. Среди табуированных наиболее высоким рангом обладали жрецы: верховный жрец (тауа), часто близкий родственник вождя; церемониальный жрец (тухуна ота ого) и его помощник (уу); на о. Нуку-Хива высшим рангом обладали старики (матта пуово). Выделялись профессиональные группы (тухунга). Основа социальной организации – рэмидж. Были распространены полигиния и полиандрия, кросскузенный брак, авункулат и особые отношения с сестрой отца. Система терминов родства бифуркативного типа в поколении родителей и генерационного типа в поколении эго. Сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу. Характерны церемониальные площади (тохуа), на которых помещались дома вождей, дома для татуировки, для гостей, детей, женщин и детей, стариков и др. Общественные постройки и дома вождей (фае) возводились на каменных платформах (паэпаэ) 1,5–3 м в высоту и свыше 30 м в длину. Дома жрецов (фае тукау или фае туа) достигали 18 м в высоту. Практиковался ритуальный каннибализм. Существовал социальный институт каиои, близкий к таитянскому ариои. Сохранялись генеалогии, богатый фольклор (мифы, песни и др.). Музыкальные инструменты: барабан, флейта, носовая флейта, музыкальный лук, сигнальная раковина, деревянная труба, ксилофон, варган.
Контакты с европейцами (испанцами) с 1595 г. Колонизация привела к резкому падению численности маркизцев. Ценные описания маркизцев сделаны Ю. Ф. Лисянским и И. Ф. Крузенштерном.