Сумпа Еше Пелджор
Сумпа́ Еше́ Пелджо́р (тиб. སུམ་པ་ཡེ་ཤེས་དཔལ་འབྱོར་; Сумпа-кенпо Еше Пелджор) (1704, местность Толи, ныне провинция Цинхай, Китай – 1788, монастырь Гонлунг, Амдо, там же), тибето-монгольский буддийский учёный, ключевая фигура в распространении тибетского буддизма в Амдо и Монголии. Признан реинкарнацией настоятеля монастыря Гонлунг в Амдо. Имел тесные связи с двором империи Цин.
Ранние годы
Сумпа-кенпо родился в семействе, принадлежавшем к правому крылу монголов-ойратов, потомков Гуши-хана, поселившихся на пастбищах озера Кукунор в середине 17 в. В возрасте 7 лет он был избран перерожденцем (тиб. тулку, монг. хубилган) настоятеля монастыря Гонлунг – Сумпа-шабдрунга Лозанга Тенпы Гьялцена. В монастыре Гонлунг он обучался логике, винае, абхидхарме, праджняпарамите и ламриму.
В 1723 г. отправился учиться в Центральный Тибет. В монастыре Ташилунпо получил аудиенцию у Панчен-ламы V Лозанга Еше (1663–1737). Во время второй аудиенции принял полные монашеские обеты гелонга и новое имя – Еше Пелджор. В Лхасе удостоился аудиенции у Далай-ламы VII и поступил на обучение в Дрепунг – крупный монастырь и университет школы гелугпа. В 1726 г. получил там степень и продолжил изучение буддийских дисциплин под руководством крупнейших тибетских учителей того времени. Он проявлял интерес к «мирским наукам» (тиб. ཐ་སྙད་), что впоследствии отразилось на его религиозной и научной деятельности.
Во время гражданской войны 1727–1728 гг. между тибетскими провинциями Уй и Цанг, за которыми стояли проджунгарская и проманьчжурская политические партии, Сумпа-кенпо, хоть и был проджунгарски настроен, призвал монахов лхасских монастырей не вступать в армию на стороне провинции Уй, тем самым оказал большую услугу правителю Тибета Полханэ. За свою позицию Сумпа-кенпо был отравлен, но вскоре выздоровел. Впоследствии многие монахи и народ провинции Уй оценили его призыв как огромную услугу сангхе и ламам больших монастырей. В благодарность Полханэ и Далай-лама VII назначили его настоятелем (кенпо) тибетского монастыря Деюл Чецел. Именно тогда он стал известен как Сумпа-кенпо.
В 1729 г., будучи настоятелем монастыря, Сумпа-кенпо узнал о восстановлении монастыря Гонлунг в Амдо благодаря ходатайствам далай-ламы и панчен-ламы цинскому двору. Вскоре Сумпа-кенпо получил приказ императора Юнчжэна (правил в 1722–1735) вернуться в Амдо, однако решил повременить с отъездом. Вскоре он узнал, что монастырь Гонлунг также потребовал его возвращения. Кроме того, Полханэ планировал направить его послом в Пекин. Чтобы избежать этого назначения, в 1731 г. он отправился в Амдо.
Деятельность в Амдо и Монголии
Вернувшись на родину, Сумпа-кенпо ездил по различным монастырям, встречаясь с ламами, затем проследовал в монастырь Пари Таши Чолинг и стал его настоятелем. Там он создал танка шестирукого Махакалы, обучал различным ритуалам, религиозным танцам дхармараджи. Также он освоил учения сакьяпа (практики Гухьясамаджа-тантры и лоджонга) и получил посвящение Калачакры. Основал скит Ганден Чодзонг у монастыря Серлунг, стал настоятелем этого монастыря.
В 1737 г. Сумпа-кенпо посетил Пекин по приглашению нового цинского императора Цяньлуна (правил в 1735–1796). Императорский наставник Джанджа-хутухта III Ролпаи Дордже (1717–1786) наделил его титулом эрдэни-пандита. Позднее Сумпа-кенпо также совершал кратковременные поездки в Пекин в 1742 и 1755 гг.
В 1746 г. Сумпа-кенпо стал настоятелем монастыря Гонлунг (это его первый срок руководства монастырём из трёх). В этом статусе он давал учения и посвящения одиннадцатиликого Авалокитешвары, проводил церемонию Монлам Ченмо. Также он давал уроки по грамматике санскрита, тибетского языка, поэзии, астрологии и тибетской медицине. В 1750 г. совершил паломничество на священную гору китайского буддизма Утайшань (провинция Шаньси, Китай).
В 1747–1748 гг. Сумпа-кенпо написал своё главное сочинение – «Пагсам-джонсан», важный источник по истории буддизма в Индии, Тибете и Монголии (Пубаев. 1981). Позднее им написана ещё одна историческая работа – «История Кукунора». Полное собрание сочинений Сумпа-кенпо составляет 8 томов, ксилограф которых был сделан в монастыре Чуго Серпо. Его работы включают многочисленные тексты по философии, техникам создания статуй и танка, медицине, астрологии, поэтике, переписку и др. При этом Сумпа-кенпо неоднократно отказывался от высоких учёных степеней, довольствуясь титулами кенпо и эрдэни-пандита.
В 1771 г. Сумпа-кенпо отправился в Монголию и с тех пор стал регулярно посещать этот регион, проповедуя там буддийское учение. Он совершал поездки в Алашань, где проповедовал буддийское учение своим соплеменникам хошутам, ездил в хошуны Ордоса, Хух-Хото и Дурбэн-Хухэд, а также в земли югуров по приглашению монгольских княжеских родов. Там он выступал преимущественно в качестве религиозного деятеля, совершая различные тантрические ритуалы: посвящения (тиб. དབང་), устные передачи (тиб. ལུང་), благословения (тиб. རྗེས་སྣང་), наставления (тиб. ཁྲིད་) – и распространяя мирские науки (тиб. ཐ་སྙད་). Особой популярностью пользовались совершаемые им ритуалы вызывания дождя и высвобождения души. Сумпа-кенпо Еше Пелджор умер в возрасте 85 лет.