#Жанры литературы Ближнего и Среднего Востока
Жанры литературы Ближнего и Среднего Востока
Тег

Жанры литературы Ближнего и Среднего Востока

Жанры литературы Ближнего и Среднего Востока
Найденo 5 статей
Духовная литература
Суфийская литература
Суфи́йская литерату́ра, совокупность разноязычных религиозно-философских, агиографических и художественных произведений, выражающих и проповедующих идеи суфизма. Развивается с 10 в. преимущественно на арабском и персидском, позднее тюркских языках, пушту, малайском и др. Представлена мистическими комментариями к Корану, религиозно-философскими, этическими, агиографическими трактатами и словарями символических терминов, с одной стороны, и поэтическими произведениями (маснави, газелями, рубаи, касыдами), с другой стороны. Лирика характеризуется метафорическим переосмыслением образов возлюбленной или возлюбленного, застолья и опьянения как религиозных, связанных с ощущением близости к Богу. Достигла наивысшего развития в 12–15 вв. в творчестве Санаи, Аттара, Руми, Джами и др. на персидском языке, Ибн аль-Араби и Ибн аль-Фарида на арабском языке. Вплоть до наших дней оказывает влияние на литературу мусульманских стран.
Дервиш, сидящий под деревом. 1627–1658
Термины
Сверхкороткий рассказ
Сверхкоро́ткий расска́з (قصة قصيرة جدا), жанр новейшей арабской литературы, рассказ малого объёма (от половины страницы до нескольких страниц). Получил распространение с 1970-х гг. в Египте, Судане, Ираке и других арабских странах. Основоположник – Мухаммад аль-Махзанги (Египет). Среди писателей, обращавшихся к жанру: Нагиб Махфуз (Египет), Абдалла Салем Бавазир (Йемен), Фатима ас-Сануси (Судан), Хусам ад-Дин Салих (Судан). С 2015 г. иракское информационное агентство «Хабар» проводит ежегодный Международный конкурс на лучший сверхкороткий рассказ.
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Диван (в литературе)
Дива́н (перс. ديوان – запись, книга; канцелярия, присутственное место), сборник стихов одного поэта (реже группы поэтов) в литературах Ближнего и Среднего Востока. Первоначально термин «диван» обозначал сборник не только поэтических, но и прозаических произведений. В диван входили касыды, газели, рубаи, фард (состоящее из одного бейта короткое стихотворение) и другие поэтические жанры и формы. Стихотворения объединялись по жанрам; в пределах каждого жанра стихи обычно располагались в алфавитном порядке рифм (по последней букве, иногда по первой). В условиях, когда отсутствовали датировки и бейты могли меняться местами, рифма являлась устойчивым классификационным признаком, позволявшим установить границы одного произведения (для арабо-персидской поэзии характерен монорим). В Средние века традиция объединения поэтических произведений в диван распространилась за пределы арабской и персидской литератур в иные литературы народов Азии («диванное направление» в поэзии Османской империи 14–16 вв. и др.); в Новое время нашла отклик в европейской литературе: созданные под влиянием персидских поэтов (Хафиз, Саади) «Западно-восточный диван» И. В. Гёте (1819), «Восточные розы» Ф. Рюккерта (1822).
Литература