Стокинг Джордж (младший)
Сто́кинг Джордж, Джордж Уорд Стокинг-младший (George Ward Stocking Jr.) (8.12.1928, Берлин – 13.7.2013, Чикаго, штат Иллинойс), историк-антрополог, специалист по интеллектуальной истории.
Родился в семье граждан США: экономиста Дж. У. Стокинга-старшего и Доротеи А. Райхарт (Reichart). Появлением на свет в Берлине обязан тому, что его отец, профессор экономики Техасского университета, проводил там свои исследования. Получил классическое образование по специальности английская литература в Гарвардском университете (1945–1949), однако не смог продолжить обучение, т. к. вступил в Коммунистическую партию США. В 1949–1956 гг., работая на фабрике, активно участвовал в профсоюзном движении. Разочаровавшись в деятельности коммунистов, порвал с ними, после чего отец оплатил его дальнейшее образование. В 1956 г. поступил в Пенсильванский университет, где в 1960 г. защитил диссертацию (Ph. D.).
Диссертация Дж. Стокинга «Американские социальные учёные и расовая теория: 1890–1915» представляла собой попытку контент-анализа 552 журнальных научных статей 228 авторов, затрагивавших расовую тематику. Она была выполнена на факультете антропологии в рамках междисциплинарной программы «Американская цивилизация», ставившей амбициозные цели показать преимущества культуры США, применяя естественнонаучные методы в гуманитарной области. В дальнейшем учёный обратился к классическому сравнительно-историческому методу исследования, находя в нём больше преимуществ. Именно в качестве историка он был принят в Калифорнийский университет в Беркли, где преподавал в 1960–1966 гг. предмет «Американская социальная история и исторический метод». В эти же годы он был приглашённым профессором в Гарвардском и Стэнфордском университетах. В 1968 г. вышла первая его книга «Раса, культура и эволюция: очерки по истории антропологии», каркас которой составили ранее опубликованные статьи.
Внимание к категориям цивилизации и расы привело Дж. Стокинга к пониманию назревшей актуальности нового прочтения трудов Ф. Боаса. В 1967 г. в течение одного семестра он проводил исследования наследия этого учёного по гранту Национального научного фонда с целью написать монографию. Из-за отсутствия финансовой поддержки он был вынужден ограничиться отдельными статьями, вошедшими затем в его первую книгу «Раса, культура и эволюция: очерки по истории антропологии» (1968), перемежавшую их с главами незавершённой книги о Боасе. Позже он выступил редактором сборников трудов Боаса (1974), предварив их исследовательской статьёй.
В 1968 г. Дж. Стокинг по инициативе антропологов был приглашён преподавать одновременно на историческом и антропологическом факультетах Чикагского университета. В 1974 г. встал вопрос о присвоении ему звания профессора, но учёный совет исторического факультета отклонил это предложение под предлогом отсутствия у преподавателя «полноценной» монографии. По решению совета антропологического факультета (одного из самых влиятельных в США) это звание ему всё-таки присвоили (1974, c 1990 почётный профессор), после чего он прекратил работать на истфаке. К 50-летию антропологического факультета Стокинг хотел подготовить полноценную монографию по его истории, но из-за отсутствия финансирования был вынужден ограничиться каталогом к юбилейной выставке (1979). Стокинг описал причины и детали своих несостоявшихся проектов в лекции «Ненаписанные книги, скрытые переломы» (1991): в 1970-е гг. в США уделить годы кропотливого труда одной монографии было научным подвигом, который не многие из учёных могли себе позволить.
Только поддержка научных фондов позволила Дж. Стокингу издать фундаментальные исследования. Среди них выделяются два объёмистых тома: «Викторианская антропология» (1987) и «После Тайлора» (1995). Эти работы стали портретом научной дисциплины на фоне эпохи, детализируя интеллектуальную атмосферу времени не менее подробно, чем саму дисциплину, что выгодно отличало их от аналогичных трудов по интеллектуальной истории А. Купера и Э. Э. Эванс-Причарда. Стокинг подробно рассмотрел социокультурные причины, по которым началом антропологии стали попытки уложить в эволюционную схему то, что укладывалось в неё плохо или совсем не укладывалось: классификационные системы родства, экзо- и эндогамию, кросскузенный брак, куваду, левират, матриархат, матри- и патрилокальность, клан, племя и социально-политическое устройство в целом. Научная критика и до Стокинга (в США начиная с Ф. Боаса) свидетельствовала, что даже простая попытка соотнести эти различные социальные явления весьма затруднительна, не говоря уже об их стадиальном ранжировании по «европоцентричному эволюционному стандарту» (Stocking. 1995. P. 12). Вклад Стокинга состоял в борьбе с «презентизмом» – отрыванию идей, цитат и целых работ от интеллектуального пути их автора и породившего их социального контекста. Отсюда тщательный подбор цитат и фактов жизни учёных, соотнесённые уже проделанным их осмыслением в историографии, едва ли имеют аналоги в своём жанре по сумме труда исследователя, вложенного в каждый абзац «Викторианской антропологии» и её продолжения. Аналитика и тонкий научный юмор Стокинга раскрываются особенно ярко при анализе концепций анимизма Э. Б. Тайлора и тотемизма Дж. Дж. Фрэзера.
В начале 1980-х гг. Дж. Стокинг выступил инициатором создания альманаха «История антропологии», объединившего усилия историков и антропологов, издание которого впоследствии поддержал Висконсинский университет. Отдельные статьи из него, наряду с другими работами Стокинга, вошли позже в сборники «Магия этнографа» (1992) и «Раскрепощая антропологию» (2001). 12-й том альманаха стал последней монографией Стокинга (2010), описывающей историю его семьи на фоне реминисценций из жизни среднего класса США конца 19 – начала 20 вв. В ней учёный раскрыл, опираясь, в частности, на собственное дело в архиве ФБР, причины, по которым «холодная война» не повлияла на его академическую карьеру.
Дж. Стокинг неоднократно был отмечен почётными наградами: медаль Хаксли, премия имени Боаса.