Стэн Ян Эрнестович
Стэн Ян Эрне́стович (латыш. Jānis Stens) [cогласно документам 11(23).3.1899 (сам Стэн считал своим днём рождения 9 марта ст. ст.), приход с. Лаздона Венденского уезда Лифляндской губернии, ныне Лаздонская волость, Мадонский край, Латвия – 20.6.1937, Москва], советский философ-марксист. Представитель деборинской школы.
Биография
Родился в семье батрака, был пастухом. С 1914 г. член социал-демократического кружка молодёжи; принимал участие в издании на гектографе журнала «Straume» («Поток»), в котором поместил свои первые статьи и ряд стихотворений, направленных против власти. В 1915 г. поступил в Вольмарскую учительскую семинарию (ныне – г. Валмиера в Латвии). В июле – августе 1916 г. находился под арестом за распространение антивоенных прокламаций. В апреле 1917 г. вступил в РСДРП(б). В сентябре 1917 г. вместе с учительской семинарией эвакуировался в Сызрань. Принимал участие в установлении советской власти и организации Красной гвардии в Сызрани. В 1917–1918 гг. заведующий внешкольным образованием отдела народного образования в Сызрани. В 1918 г. во время мятежа чехословацкого корпуса был заключён в тюрьму в Сызрани. В 1919–1920 гг. председатель Сызранского уездного комитета РКП(б); руководил отрядом, подавлявшим крестьянские восстания. В 1920–1921 гг. секретарь Симбирского губкома РКП(б). В 1921 г. поступил на курсы марксизма в Москве; в 1922 г. – на философское отделение Института красной профессуры (ИКП). Специализировался по логике и истории новой философии. В 1925 г. окончил ИКП. В 1924–1927 гг. заведующий сектором пропаганды Агитпропа Коминтерна.
В 1925 г. выезжал в Германию, Австрию и Чехословакию как уполномоченный Исполкома Коминтерна, а в 1928 г. ездил в Германию с научной целью. В 1927–1928 гг. заместитель заведующего агитационно-пропагандистским отделом ЦК ВКП(б). На 14-м и 15-м съездах ВКП(б) избирался членом Центральной контрольной комиссии (ЦКК) ВКП(б). С 1925 г. преподавал философию в ИКП и Московском университете. С 1927 г. член бюро философской секции Коммунистической академии. С 1928 г. заведующий секцией современной философии и член коллегии Института философии Комакадемии. В 1928–1930 гг. заместитель директора Института Маркса и Энгельса. В 1928–1931 гг. сотрудник научного издательства «Большая Советская Энциклопедия» (член редакционного совета Малой Советской Энциклопедии, заведующий Контрольной редакцией Большой советской энциклопедии).
В 1930 г. подвергнут партвзысканию за участие в группе Шацкина – Ломинадзе. В 1931 г., после принятия постановления ЦК ВКП(б) о журнале «Под знаменем марксизма», вместе с
Н. А. Каревым, Б. М. Гессеном и другими уволен из Института философии и исключён из Общества воинствующих материалистов-диалектиков вместе со сторонниками А. М. Деборина. Подвергнут проработке в «Правде». В 1931–1932 гг. заведующий секцией методологии в Институте энергетики. В 1932 г. за чтение текста платформы Рютина был арестован и выслан на 2 года в Акмолинск (Казакская АССР, ныне – это Астана, Казахстан). Работал экономистом в свиноводческом тресте; за раскрытие бесхозяйственности и воровства был уволен из треста. Оказавшись на грани голода, написал письмо в ЦКК ВКП(б) с признанием «ошибок». С 1934 г. работал в Москве в издательстве «Советская энциклопедия» заведующим контрольной редакцией, с 1935 г. – научным сотрудником. Преподавал философию в Московском историко-философско-литературном институте (МИФЛИ). В 1936 г. репрессирован. 20 июня 1937 г. расстрелян. Похоронен в Москве на Донском кладбище в общей могиле. Реабилитирован 7 июля 1956 г. решением Военной коллегией Верховного суда СССР.
Философские взгляды
В 1924 г. своими статьями против И. И. Скворцова-Степанова положил начало борьбе диалектиков и механистов. Видный представитель диалектиков. По Стэну философия в своём развитии проходит 3 стадии, определяемые её функцией в культуре. На 1-й, метафизической стадии создаются системы, которые налагают на мироздание готовые окончательные определения, отражающие традиционный социальный строй. На 2-й, гносеологической стадии создаются системы, которые осуществляют критику познающего разума в целях капиталистической модернизации социума. На 3-й, методологической стадии происходит разрыв с системотворчеством как таковым, раскрывается историческая и деятельная природа познания. Отрицание гносеологии происходит как её включение в диалектическую методологию наряду с формальной логикой. Философия расстаётся с наднаучным статусом и превращается в науку диалектической логики. Основными методами диалектической логики Стэн считал восхождение от абстрактного к конкретному и единство логического и исторического. Движение познания идёт от «первого конкретного» через аналитическое разложение на абстрактные определения к синтезу второго познанного конкретного. При этом метод изложения процесса развёртывания категорий совпадает с синтетической стадией метода исследования. Резко критично относился к абстрактно-аналитическому тектологическому методу как устраняющему содержательность изучаемых предметов. Ближайшими задачами философии по Стэну становятся: разработка категорий метода и теории материалистической диалектики, обоснование общенаучной методологии и выработка методологий для конкретных наук. Философия переходит от суммирования результатов отдельных наук к обобщению в законах мышления и категориях логики основных этапов истории развития деятельности и познания. В этом суть соотношения логического и исторического. Становление сознательно-диалектических положительных наук, выясняющих не только связь явлений в своей сфере, но и раскрывающих своё положение по отношению к общей связи явлений, есть процесс противоречивый и длительный. Поэтому основная функция философии ныне состоит в диалектизации наук, активном воздействии на них метода материалистической диалектики. В этом случае научное познание будет избавлено, с одной стороны, от стоящей над ним натурфилософии, с другой стороны, от ограниченности эмпиристской методологии. Предметом диалектической методологии становится природа и общество как единый процесс развития. Познание осуществляется с учётом качественной специфичности форм движения (Стэн. 2015. С. 69). Результатом познания становится формулирование специфических закономерностей для каждого типа связей и отношений реальности. Закономерности высших типов движения не могут быть без остатка сведены к нижележащим типам закономерностей. Выступал за признание объективного характера случайности и равноправное изучение динамических и статистических закономерностей. Внутренняя закономерность, прокладывая себе дорогу в среде внешних условий, проявляется в форме случайности. Случайное возникает в результате скрещивания основной закономерности с процессами, имеющими основание во внешних комплексах условий в рамках универсальной взаимосвязи предметов и явлений объективного мира. Считал диалектическую логику наиболее адекватной для решения теоретико-методологических проблем квантовой механики и теории относительности. Полагал, что квантово-волновой дуализм, пространственно-временной континуум и относительный характер движения в большей степени соответствуют диалектико-материалистическому пониманию материи, чем картина мира классической физики. Философский смысл принципа неопределённости видел в необходимости соотносительного рассмотрения форм движения материи, во введении в физику категории целостности. Материя может быть изучаема только в соотносительности форм движения, их соподчинённости, изменчивости и переходе этих форм друг в друга.
Решительно выступил против сталинизации философии, превращения философии в служанку политики: утверждал, что можно говорить о политике в области философии, но нельзя рассматривать философию как частную форму политики. Поставил себе задачу создать материалистическую феноменологию духа. Незадолго до гибели закончил работы «"Фауст" Гёте и "Феноменология духа" Гегеля» и «"Феноменология духа" Гегеля в свете материалистического понимания истории» (уничтожены в результате ареста). В них дал разбор высшей формы синтеза, которого достигла буржуазная философская мысль в гётевском «Фаусте» и в гегелевской «Феноменологии духа», и анализ условий краха этого синтеза в последующий период развития. Основное значение гегелевской «Феноменологии духа» видел в выяснении принципа отрицания как метода логики. Внутренняя необходимость, проявляющаяся в связях между категориями логики, есть результат осознания необходимости в историческом развитии форм мышления и форм человеческой практики. Готовил также работы о диалектике «Капитала» К. Маркса и по истории новой философии. Все рукописи Я. Э. Стэна были изъяты при последнем его аресте и погибли.