Лазарус Ричард
Ла́зарус Ри́чард, Ричард Стэнли Лазарус (Richard Stanley Lazarus) (3.3.1922, Нью-Йорк – 24.11.2002, Уолнат-Крик, штат Калифорния), американский психолог; внёс вклад в исследование эмоций, стресса, психологического здоровья, разработал одну из когнитивных теорий эмоций, транзакционную концепцию стресса, концепцию совладающего поведения, а также несколько психодиагностических методик (наиболее известен копинг-тест Лазаруса и Фолкман). Автор более 150 научных публикаций.
Биография
Родился в еврейской семье. Отец – Эйб Лазарус (Abe Lazarus), мать – Матилда Лазарус, урожденная Маркс (Matilda Marks).
В 1942 г. закончил Городской колледж Нью-Йорка. Во время 2-й мировой войны три с половиной года служил в армии США (1942–1945, с 1943 – 1-й лейтенант армии США).
После окончания войны поступил в Питтсбургский университет (Пенсильвания), который окончил в 1947 г. со степенью магистра наук, а в 1948 г. в этом же университете получил докторскую степень, защитив диссертацию о значении цвета в тесте Роршаха.
Работал преподавателем (assistant professor) в Университете Джонса Хопкинса (1948–1953), с 1952 г. совмещал преподавательскую деятельность с работой консультанта-психолога. Доцент (associate professor) психологии, руководитель программ клинической подготовки в Университете Кларка (1953–1957). С 1957 г. почти 40 лет проработал в Университете Калифорнии в Беркли: доцент (1957–1959), профессор (1959–1991), почетный профессор (professor emeritus, с 1991). Также выполнял исследования, связанные с различными аспектами психологического стресса, совладающего поведения, психологического здоровья, по контрактам и грантам ВВС США (1951–1953), Государственной службы здравоохранения США (1953–1970), научно-исследовательского института сухопутных войск (1973–1975), Национального агентства расследований, Национального института по наркотической зависимости, Национального онкологического института (1977–1981), фонда Макартуров (1981–1984).
В течение 57 лет (со 2 сентября 1945) был женат на Бернис Лазарус, урождённой Ньюман (Bernice Newman). В браке родилось двое детей: сын Дэвид и дочь Нэнси. Позже у Лазаруса родилось 4 внука.
Многократно читал лекции в качестве приглашённого профессора за рубежом, часто вместе со своей женой и соавтором Бернис. В частности, год работал в Университете Васэда в Токио, Япония (1963–1964); прочитал несколько лекционных курсов в одном из крупнейших медицинских университетов в Европе – Каролинском институте в Стокгольме, Швеция (в период 1965–1976); в Гейдельбергском университете в Германии (1980); Университете Западной Австралии в Перте (1984); в Орхусском университете в Дании (1991, 1997); совершал лекционные туры в Израиле (в период с 1975 по 1995).
Научные и академические достижения Лазаруса отмечены стипендией Гуггенхайма (1969–1970), наградой Калифорнийской психологической ассоциации (1984), премией У. Джеймса Американской психологической ассоциации (1989), премиями Американской психологической ассоциации за выдающийся научный вклад в психологию (1989, 1992), званием почётного профессора (doctor honoris causa) в Университете Иоганна Гутенберга в Майнце (1988) и в Университете Хайфы, Израиль (1995). Лазарус занял 80-е место среди 100 самых цитируемых психологов 20 в., и журнал «Американский психолог» назвал его одним из самых влиятельных психологов в истории (2002).
Автор более 150 научных публикаций, среди которых 13 книг, а также редактор 14-томной серии «Основы современной психологии».
Член Американской ассоциации содействия развитию науки, Американской психологической ассоциации, Западной психологической ассоциации, почётный член Аргентинской медицинской ассоциации.
Вклад в психологическую науку и практику
В автобиографической книге (1998) Лазарус выделяет три этапа в своём изучении стресса и его преодоления. Ранний этап (до конца 1950-х гг.) посвящён выделению когнитивной функции оценки в формировании эмоций и стресса. Второй этап (1960–1977) – лабораторное экспериментальное изучение эмоций, стресса и стратегий его преодоления. Третий этап (после 1977) – переход от лабораторных исследований к полевым, проверка теоретических положений в практике повседневной жизни.
К концу 1950-х гг. относится выполненная Лазарусом серия экспериментов по изучению эмоций и стресса, вызванных просмотром фильмов. Видеоряд (о ритуале обрезания с участием мальчиков-подростков из племени австралийских аборигенов, о производственном травматизме и др.) сопровождался различного рода словесными комментариями (направленными на научное объяснение изображаемых явлений, активизацию механизмов психологической защиты зрителя, подчёркивание страданий участников событий и др.), а также различной музыкой. Лазарус обнаружил, что интерпретация и оценка воспринимаемого предшествует эмоциям и оказывает решающее влияние на интенсивность и качество возникающего эмоционального переживания, на уровень стресса и, следовательно, открывает возможность управлять ими.
Согласно Лазарусу, интерпретация ситуации строится на основе двух оценочных процессов: первичной оценки значимости события (важно – неважно, если важно, то позитивно или негативно) и вторичной оценки способности организма справиться с ситуацией, достаточности его ресурсов для этого. Событие само по себе, без учета того, как человек его интерпретирует, не объясняет возникновение физических, эмоциональных или физиологических состояний.
Не все психологи согласились с этими выводами. Так, известна критика Лазаруса со стороны Р. Зайонца, который утверждал, что когнитивные процессы и эмоции независимы друг от друга (полемика Зайонца – Лазаруса).
Когнитивная оценка является одним из наиболее важных понятий, введённых Лазарусом. Тем самым он внёс свой вклад в «когнитивный поворот» (cognitive revolution, cognitive turn) в науке, в психологии проявившийся в переходе от бихевиористского способа мышления к когнитивному. Кроме того, концепция оценки Лазаруса послужила обоснованием для когнитивно-бихевиоральной психотерапии, разрабатывающейся с 1970-х гг.
В 1960-е гг. Лазарусом был создан проект «Стресс и преодоление стресса» Калифорнийского университета в Беркли. Лазарус обратился к понятию совладающего поведения (копинга, поведения, направленного на то, чтобы справиться с трудностями, преодолеть стрессовую ситуацию). В основу исследований этого времени легло положение о том, что стресс и преодоление трудностей являются взаимообусловленными процессами. При эффективной копинг-стратегии стресс контролируется, при неэффективной происходят нарушения на различных уровнях функционирования, от физиологического до социального. От того, как люди справляются со стрессом, зависит их физическое, социальное и психологическое благополучие. В работе «Психологический стресс и процесс совладания» («Psychological Stress and Coping Process», 1966) Лазарус описал два типа копинг-процессов: направленные на изменение условий угрожающей ситуации (адаптивное поведение) и направленные на изменение оценки ситуации (психозащитное поведение). Результаты этих исследований стимулировали академический интерес к теме стресса не только в психологии, но и в социологии, антропологии, медицине.
В 1970-е гг. Лазарус работал в сотрудничестве со своей ученицей Сюзан Фолкман (Susan Folkman), которая защитила докторскую диссертацию под его руководством (1979). В их книге «Стресс, оценка и преодоление» (1984) представлена «транзакционная модель стресса», описывающая сложные взаимодействия между требованиями ситуации, стрессором, человеком и его реакциями. В 1980-е гг. Лазарус и Фолкман разработали первую стандартизированную методику оценки копинг-стратегий «Опросник способов совладания» (Ways of Coping Questionnaire, позже – Ways of Coping Checklist); методика адаптирована в России Т. Л. Крюковой с соавторами (2007).
Другими известными учениками Лазаруса (его аспирантами в Беркли) являлись А. Делонгис (Anita DeLongis), Р. Дженнингс (J. Richard Jennings, 1965–1969), Р. Груэн (Rand J. Gruen, 1981–1985).
После выхода на пенсию в 1991 г. Лазарус продолжал активно работать, писал статьи и книги. В своих поздних работах (1991; 1994; 1999) он обобщил результаты своих теоретических и эмпирических исследований эмоций, эмоционального развития и психопатологии, показал, как оценка влияет на почти два десятка различных эмоций.
Работы Лазаруса (как в целом, так и специально посвящённые влиянию эмоций на спортивную деятельность, например Lazarus. 2000) оказали значительное влияние на спортивную психологию, на них ссылаются и в российской литературе (Стресс и тревога в спорте. 1983).
В последние годы жизни Лазарус работал над темой надежды и благодарности, рассматривая их как особые эмоции. Его также занимала критика такого современного направления мысли, как «позитивное мышление». Сам Лазарус в своих предшествующих работах отмечал положительный эффект отрицания (проблемы или её значимости) в процессе копинга, принимал подтверждающие выводы других исследователей о ложных верованиях, помогающих поддерживать здоровье. Однако в поздний период он подчёркивал, что позитивное мышление имеет свои пределы. Тяжелобольному человеку может быть лучше, если он сохраняет надежду, но он не должен быть настолько оптимистичен, чтобы не обратиться за медицинской помощью.
Последняя его работа, написанная в соавторстве с Бернис Лазарус, «Совладание со старением» («Coping with Aging»), в которой они рассматривают эмоции и копинг-стратегии в процессе старения, вышла уже после смерти Р. Лазаруса в 2006 г.