Социология смерти
Социоло́гия сме́рти (англ. Sociology of Death), отрасль современной социологии, предлагающая социологические объяснения явлений, связанных со смертью и умиранием (например, поздняя старость, умирание, похороны и горевание). Социология смерти является одной из наиболее фрагментированных отраслей современной социологии: среди объектов изучения можно назвать похоронную индустрию (рынок похоронных услуг, профессиональные траектории сотрудников похоронных служб и т. д.); хосписы и медицинскую культуру (особенности ухода за умирающими и тяжелобольными); выражение и переживание горя в различных социальных группах; проблемы неравенства (смерть бездомных, умирание в маргинализированных группах); вопросы мемориальной культуры и урбанистики (развитие похоронной инфраструктуры в современных городах); проблемы добровольного ухода из жизни (эвтаназия и самоубийства) и т. п. Фрагментированность исследований связана с множественностью контекстов, в которых существуют вопросы смерти и умирания. Социология смерти является частью более широкого дисциплинарного поля death studies, охватывающего весь комплекс социально-гуманитарных исследований смерти и умирания, включая исторические, психологические, экономические и т. п.
Социология смерти – относительно молодое направление исследований, хотя его истоки можно проследить начиная по крайней мере с середины 19 в. Попытки осмысления смерти в социальных науках предпринимались как родоначальниками социологии О. Контом и Г. Спенсером, так и ведущими антропологами 19 в. (Дж. Леббок, Дж. Ф. Мак-Леннан, Л. Г. Морган). Исследование смерти и сопутствующих ей практик (погребение, спиритуальные сеансы общения с умершими родственниками) помогает лучше узнать и понять изучаемое сообщество: например, по тому как выполнено захоронение и как располагаются в нём материальные артефакты, можно сделать выводы о социальной стратификации изучаемой группы; представления о загробной жизни раскрывают религиозные верования изучаемой группы и т. п. Однако для социальных наук 19 в. смерть была лишь вспомогательным инструментом для объяснения других аспектов социальной жизни (например, семьи, религии, власти), а не автономным полем исследования.
Дюркгеймианская школа предприняла первые попытки социологизации смерти («Самоубийство» Э. Дюркгейма и «Коллективные представления о смерти» его ученика Р. Герца), т. е. рассмотрение смерти как социального явления или явления, опосредованного социальным. Дюркгейм показал, что характеристики самоубийств можно легко типологизировать: суициды чаще случаются летом, чем зимой, мужчины имеют к ним большую склонность, чем женщины, городские жители больше склонны, чем сельские. Из этого он сделал вывод, что всё дело в сдерживающих социальных механизмах контроля самоубийства. Идеи Дюркгейма были развиты Р. Герцем, который показал, что смерть не является индивидуальным актом, но всегда включает в себя других субъектов (следовательно, смерть социальна): похороны – это процесс, где умерший всего лишь один из её элементов и при этом необязательно центральный; сами похоронные обряды – это не только религиозная инициация в загробную жизнь, но и инструмент перераспределения социальных функций/статусов среди живых и т. д.
Вплоть до окончания 2-й мировой войны смерть и связанный с ней комплекс вопросов рассматривались антропологами и социологами как темы второго плана и привлекались только как удобный объяснительный материал (например, Б. Малиновский использует представления о бессмертии для объяснения магического мышления). Следующей важной вехой в развитии социологии смерти стала книга родоначальника методики массовых опросов, социолога С. Стауффера «Американский солдат: исследования социальной психологии во Второй мировой войне» (1949). Стауффер впервые ставит вопрос о связи страха смерти/представлений о смерти и поведения солдат/их мотивации во время крупнейшей войны в истории человечества и привлекает для этого данные массовых опросов. Вслед за работой Стауффера стали выходить и другие исследования, в которых отношение к смерти становится категорией социологического анализа: например, работы о структуре похоронного рынка в США. В классической работе У. Уорнера «Живые и мертвые» (1959) успешно предпринимается попытка выявить и описать связь между социальной стратификацией и мемориальной культурой в небольшом американском городке.
С конца 1950-х гг. смерть становится легитимной темой социологического исследования. В последующие годы к проблеме смерти в той или иной степени обращались и крупные теоретики социологии 2-й половины 20 в.: Т. Парсонс, П. Бергер, Б. Глейзер, А. Стросс и др. Например, Бергер помещает тему смерти в центр ключевой социологической дилеммы – социального порядка. Он заявляет, что страх смерти – это то, что создаёт социальный порядок буквально как оппозиционная сила. Следовательно, единственный способ противостоять биологической смерти – быть социальными. При этом, как отмечает известный социолог смерти А. Келлехер, современная социология смерти гораздо больше ориентирована на эмпирические исследования, в то время как её вклад в социологическую теорию практически отсутствует. Исключение могут составлять разве что работы современного социологического теоретика З. Баумана, анализирующего вопросы бессмертия и современного общества.
В 1980-е гг. количество исследований в области death studies существенно возросло. Связано это во многом с растущим публичным интересом к теме смерти и умирания, который в свою очередь базируется на структурных изменениях современного общества: медикализацией общества, ростом продолжительности жизни и снижением числа смертей от насилия, стремительным увеличением количества пожилого населения; прогресс медицины привёл к тому, что умирание превратилось в процесс, растянутый на многие годы. К исследуемым темам добавились новые технологии, медиа, образы смерти в массовой культуре. В числе причин популярности этих исследований – активное внедрение цифровых технологий в повседневную жизнь, в том числе и в похоронную индустрию. Отдельно стоит отметить появление различных стартапов, ставящих своей целью достижение бессмертия и/или создание цифрового клона человека (Blue Brain Project, 2045 Initiative, крионика).
Социология смерти сегодня представлена несколькими мировыми исследовательскими центрами (прежде всего: Центр (изучения) смерти и общества, Университет г. Бат, Великобритания; Центр исследований смерти и жизни, Университет Дарема, Великобритания; Группа по изучению проблем конца жизни, Университет Глазго, Шотландия; Исследовательская группа DeathTech, Университет Мельбурна, Австралия) и специализированными журналами по death studies – Omega (США), Mortality (Великобритания), Death Studies (США), – где публикуются статьи, в том числе и по социологии смерти.