Социология дружбы
Социоло́гия дру́жбы, отрасль социологии, изучающая дружбу в двух основных аспектах: как устойчивые бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на взаимной симпатии и общности интересов, и как особый неформальный социальный институт.
Как исследовательское направление социология дружбы сформировалась сравнительно недавно – в 1970-х гг. Появлению этой субдисциплины способствовали работы Ю. Литвака и Б. Хесс, которые впервые предложили рассматривать феномен дружбы в широком социальном контексте. В частности, Ю. Литвак (Litwak. Geographic Mobility and Extended Family Cohesion. 1960; Litwak. Occupational Mobility and Extended Family Cohesion. 1960) заметил, что дружеские связи играют важную роль в организации повседневной социальной жизни. Предметом интереса Б. Хесс (Hess. 1972) стало влияние различных социальных факторов и социально-демографических характеристик (пол, возраст, социальный статус) на формирование тех или иных паттернов дружбы.
В социологическом понимании дружба – исторически и социально изменчивая форма личных отношений, которая соответствует социальным условиям и требованиям того или иного общества; не существует некоей единственной устойчивой формы дружбы. Дружба представляет собой отдельный вид социальных отношений, принципиально отличающийся от иных типов социальных связей. Рассуждая об отличительных особенностях дружбы, исследователи подчёркивают добровольность, избирательность, неформальность и слабую институционализацию этого типа межличностных взаимодействий: такие отношения поддерживаются прежде всего за счёт взаимной привязанности и сознательного желания со стороны участников их продолжать. Дружба отличается от любви и сексуально-эротических отношений характером своей мотивации (Кон. 2005). Для развития дружбы необходимы не только обоюдные симпатия и общность интересов, но и открытость, искренность, доверие, поддержка; нарушение «правил дружбы» обычно приводит к разрыву дружеских отношений. В содержательном плане дружеские отношения могут различаться по «объёму» и степени доверительности. Одна из ключевых социальных функций дружбы – компенсаторная: дружба обеспечивает индивиду необходимое для благополучной жизнедеятельности чувство социальности.
Существует несколько «степеней близости» в дружеских отношениях, но большинство исследователей сосредоточивает внимание на близкой дружбе, ограничивая число друзей двумя-тремя. По мнению итальянского исследователя М. Ива (Eve. 2002), такой подход не всегда оправдан, и прежде всего с социологической точки зрения: при изучении чересчур интимных отношений исследователи зачастую фокусируются на индивидуально-личностных, т. е. психологических, а не «социальных» особенностях друзей.
Один из наиболее известных российских социологов дружбы, И. С. Кон (Кон. 2005), отмечал, что содержание понятия «дружба» меняется в разные исторические периоды. В Античности сложился особый канон дружбы, во многом основанный на мужской воинской дружбе: например, известны мифологические сюжеты о братьях-близнецах Касторе и Полидевке, которые совершили немало совместных подвигов. Для Средних веков характерны такие явления, как рыцарская дружба, воинское братство и побратимство. В начале Нового времени бескорыстным дружеским отношениям противопоставлялись взаимодействия, основанные на сословной принадлежности или общих прагматических интересах. В конце 18 – начале 19 вв. формируется культ романтической дружбы, для которого характерна определённая психологическая интимность взаимоотношений. В эпоху современности и постсовременности заговорили о кризисе «настоящих» дружеских отношений под влиянием ускорения темпов социальной жизни, процессов урбанизации и распада традиционных родственных связей. Тем не менее новые условия жизни не уничтожили у современного человека потребности в тёплых отношениях; напротив, искренние бескорыстные дружеские связи приобрели в индивидуализированном и атомизированном обществе особую ценность.
Ещё Платон в диалоге «Лисид» (Платон. 1990) обозначает принцип равенства партнёров как необходимое условие дружбы, а Аристотель (8–10-я книги «Никомаховой этики», подробнее см.: Аристотель. 1983) анализирует дружбу как отдельный вид социальных связей, крайне важный для жизни в полисе и не тождественный другим формам солидарности.
Значительный вклад в изучение дружбы внесли немецкие социологи Ф. Тённис, Г. Зиммель и М. Вебер. Фердинанд Тённис (Тённис. 2002) выделил два типа социальных структур – «общность», основанную на тесных родственных отношениях и чувстве эмоциональной близости людей (Gemeinschaft), и «общество», которое базируется на рациональных, прагматических отношениях и принципах разделения труда (Gesellschaft). По мнению Тённиса, на ранних стадиях общественного развития преобладает традиционный, «общинный» тип общежития, в индустриальном обществе социальные связи становятся более обезличенными и расчётливыми, а роль «общинных» отношений, в том числе дружеских, уменьшается. Георг Зиммель (Simmel. 1989) полагал, что диадические отношения, которые лежат в основе дружбы двух людей, представляют собой своеобразные строительные блоки любого общества, поскольку в этих диадах начинаются социальные отношения. Представляется важной также выдвинутая Зиммелем идея дифференциации дружеских отношений: с одним другом человека может сближать сходство характера, с другими – духовная общность, политические взгляды, совместно прожитый опыт; это позволяет говорить о «сети» дружеских связей. М. Вебер (Вебер. 1990) относил дружбу, наряду с любовью, конкуренцией или борьбой, к особому типу социальных отношений, которые, в свою очередь, составляют систему социальных действий. В то же время, по мнению Э. Гидденса (Giddens. 1990), современная дружба, как и любовь, является примером свободных отношений, не зависящих от внешних условий социальной жизни, в отличие от тесных личных связей и групповой солидарности, присущих традиционным обществам.
Многие социологи (Putnam. 2000; Eve. 2002; Vela-McConnell. 2017) отмечают значительный вклад дружбы в укрепление социальной сплочённости и солидарности: в этом случае дружеские отношения выполняют функцию своеобразного «социального клея». Например, Ив (Eve. 2002), ссылаясь на теорию межгруппового контакта американского психолога Г. Олпорта (Allport. 1954), отмечает, что активные взаимодействия между представителями разных социальных групп способствуют снижению негативной стереотипизации, предрассудков, страхов, недоверия в восприятии людьми друг друга. Однако разноплановой дружбе противостоит т. н. дружеская сегрегация (стремление общаться только со «своими» – людьми схожего статуса, материального положения, этнической принадлежности), которая может усилить социальное расслоение и воспроизводство социальных различий (Allan. 1977; 1998).
Среди других ключевых тем, изучаемых на протяжении последних десятилетий в рамках социологии дружбы, стоит выделить следующие: развитие и институционализация данной субдисциплины (Allan. 1979; Eve. 2002; Greco. 2015; Vela-McConnell. 2017); формирование дружеских связей и влияние различных социальных факторов на их укрепление и ослабление (Allan. 1998; Ghisleni. 2006; Weeks. 2007; Oliker. 1989; Pahl. 2000; Кон. 2005); модели дружбы в зависимости от социокультурных особенностей того или иного общества, дружба в контексте определённого исторического периода (Hess. 1972; Giddens. 1990; Кон. 2005); гендерное, классовое, профессиональное, этническое и иные «измерения» дружеских отношений (Allan. 1977, 1979, 1998; Placing friendship in context. 1998; The Dialectics of friendship. 1989; Oliker. 1989; Кон. 2005); связь различных форм дружеских отношений с типом социальных ресурсов, которые эти отношения предоставляют (Parks-Yancy. 2006), или с другими смежными явлениями, например со счастьем (Greco. 2015).
В целом социологи полагают дружбу одним из ключевых «строительных блоков» общества. Она во многом скрепляет «социальную ткань», противодействуя негативным тенденциям социальной дезинтеграции и разобщённости. Проблематика современных социологических исследований, посвящённых феномену дружбы, чрезвычайно широка и разнообразна.