Социальные представления
Социа́льные представле́ния (англ. social representations), специфическая форма социального знания, соединяющая в себе концептуальный и иконический компоненты (Moscovici. The phenomenon of social representations. 2001). Хотя можно отдать предпочтение слову по сравнению с образом, но из этого не следует, что сам образ при этом исчезнет, их взаимозависимость подобна двум сторонам листа бумаги (Moscovici. The phenomenon of social representations. 2001).
Как отмечает С. Московиси: «очевидно, что понятие социальных представлений пришло к нам от Дюркгейма. Но мы имеем отличающуюся точку зрения на это, или, в любом случае, социальная психология должна рассматривать это под другим углом, чем это делается в социологии» (Moscovici. The phenomenon of social representations. 2001. P. 30; здесь и далее перевод наш. – И. Б.). Для Э. Дюркгейма, который предложил различать индивидуальные и коллективные представления, последние выступали в качестве объясняющих, неразложимых далее, принципов, гомогенных и статичных. Московиси же предлагает рассматривать социальные представления с точки зрения их структуры и динамики, т. е. «считать феноменом то, что ранее рассматривалось как понятие» (Moscovici. The phenomenon of social representations. 2001. P. 30).
Изначально понятие социального представления было предложено С. Московиси в рамках его теории социальных представлений в работе «Психоанализ: его образ и публика» («La psychanalyse: son image et son public», 1976). В первоначальной трактовке социальное представление понималось как «вселенная» мнений, степень организации которой варьирует от одной группы к другой; логику организации представления предлагалось рассмотреть через три измерения: информация, поле представления и социальная установка (Moscovici. 1961). В рамках теории социальных представлений существует целый ряд определений этого явления, акцентирующих и уточняющих различные его аспекты.
Социальные представления являются социально созданными и разделёнными, они организованны и обладают определённой социальной полезностью. Существование социальных представлений подразумевает существование группы, которая их вырабатывает, разделяет и использует в повседневной жизни. Т. н. наивный учёный, с точки зрения С. Московиси (Moscovici. Why a theory of social representations? 2001), не может самостоятельно придумать здравого смысла, поскольку этот смысл порождается в многочисленных коммуникациях.
Четыре уровня, на которых происходит коммуникация, таковы:
Межличностной уровень: в коммуникации, реализуемой среди людей, обладающих высокой социальной близостью (семья, друзья, коллеги), происходит социальная валидизация выводов, категоризации и атрибуции, что предполагает консенсус участников общения.
Уровень публичных дебатов: здесь имеет место межличностная коммуникация, однако индивид не участвует в ней, а наблюдает за тем, как в дискуссии участвуют другие, нацеленные на высказывание своей позиции; конфликт сторон ожидаем в данном случае.
Уровень средств массовой коммуникации: индивиды сталкиваются со значительным количеством противоречивой информации, которая не принимается полностью ни как истинная, ни как ложная. Индивиды используют эту информацию для построения социальных представлений. Феномен «снежного кома» характерен для этого уровня: чем больше люди говорят о чём-то, тем более важным это событие или явление становится, как следствие – индивиды говорят о нём ещё больше.
Уровень культурной коммуникации: коммуникация осуществляется за счёт литературной, театральной и кинематографической продукции (Moliner. 2001).
Среди функций, выполняемых социальными представлениями, различаются следующие: 1) трансформация неизвестного, пугающего, зловещего в известное; 2) облегчение процесса коммуникации за счёт обеспечения участников кодами, выработанными в многочисленных дискуссиях; 3) ориентация социального поведения и оправдание социальных отношений; 4) конструирование и поддержание социальной идентичности (Moscovici. 1973; Doise. 1986; Empirical approaches ... 1993; Abric. 1994).
Различаются четыре взаимодополняющих теоретических подхода к анализу социальных представлений: 1) социогенетический, 2) структурный, 3) социодинамический, 4) диалогический (Moliner. 2015). Все эти подходы основываются на идеях, сформулированных С. Московиси в рамках теории социальных представлений, развивая и уточняя отдельные её аспекты.
Вопрос о порождении и развитии социальных представлений является ключевым в рамках социогенетического подхода (Moscovici. 1976). Два механизма – якорение и объективация – объясняют то, как происходит порождение социальных представлений. Посредством якорения странный и незнакомый объект социальных представлений пересоздается и внедряется в существующие когнитивные системы. Объект подвергается классификации и получает соответствующее имя и таким образом перестаёт быть пугающим.
С помощью объективации происходит превращение чего-то абстрактного и неощущаемого в конкретное и материальное, т. е. переход с уровня идей на уровень существования в физическом мире. Абстрактный объект превращается в часть социальной реальности, становится доступным для коммуникации. Посредством объективации возникает фигуративное ядро, т. е. комплекс образов, визуализирующий комплекс идей. Процесс объективации реализуется в двух формах: схематизация и персонификация. В первом случае речь идёт о схематическом изображении объекта представления (схема, объясняющая комплекс в психоанализе). Во втором – объект ассоциируется с теми или иными конкретными людьми (З. Фрейд – в случае психоанализа).
Посредством якорения и объективации нечто странное и угрожающее становится знакомым и понятным, обретая реальность среди других знакомых объектов, которые можно увидеть, потрогать, а главное, проконтролировать.
В рамках структурного подхода, предложенного Ж.-К. Абриком и К. Фламаном, социальное представление трактуется как «продукт и процесс ментальной активности, путем которой индивид или группа реконструирует реальное, с которым они сталкиваются, и приписывают ему определенный смысл» (Abric. 2001. P. 43). Ключевым здесь является анализ структуры социального представления [центральной системы (или ядра) и периферии] (Abric. 1994; Moliner. 2015). Ядро являет собой стабильную и устойчивую часть социального представления, опирающуюся на коллективную память, историю группы, ценности и нормы группы. Выполняемые ядром функции: смыслообразование, организация представления, обеспечение его стабилизации (Moliner. 2015).
Периферическая система социального представления конкретизирует значение ядра, является связующим звеном между ним и конкретной ситуацией, в которой вырабатывается и действует социальное представление. Периферическая система, будучи вариативной и изменчивой частью, позволяет социальному представлению адаптироваться к изменяющемуся контексту, защищая ядро (вместе с ним и все социальное представление) от трансформации. Три этапа отражают динамику социального представления: зарождение, стабилизация и трансформация. Зарождение социального представления связано с появлением нового объекта (обладающего полиморфностью) или с повышением социальной значимости уже известного. На этапе стабилизации ядра социальное представление превращается в консенсусное знание, выполняет свои функции, т. е. становится средством объяснения окружающего мира. Трансформация социального представления происходит тогда, когда оно не способно выполнять свои функции, элементы ядра перемещаются в периферическую систему, а элементы периферической системы – в ядро (Moliner. 2015).
Социодинамический подход, предложенный В. Дуазом с коллегами, фокусирует внимание на том, как социальная структура влияет на формирование социальных представлений, при этом большое внимание уделяется процессу анкеровки (Doise. 1992; Doise. 1999). Социальные представления трактуются как «организующие принципы принятия позиции, они связаны со специфическим включением в социальные отношения и организуют символические процессы, вторгающиеся в эти отношения» (Doise. 1992. P. 243). Организующие принципы надстраиваются над различиями в позициях, занимаемых индивидами. Социальная позиция подразумевает обладание некоторой общей базой, языком, разделённым между людьми.
Диалогический подход к социальным представлениям, предложенный И. Марковой (Marková. 2003), опирается на идеи М. М. Бахтина о диалогическом общении. Социальные представления, будучи частью истории и культуры, проявляются в социальном дискурсе, когда в фокусе обсуждения оказываются значимые темы. В рамках этого подхода в фокус анализа помещается понятие диалогичности: «фундаментальной способности человеческого разума постигать, создавать и сообщать о социальных реалиях в терминах эго-альтер» (Marková. 2003. P. 85). Эта способность является результатом социокультурной истории человека. Маркова подчёркивает важность диалогической коммуникации в связи с формированием интерсубъективности: «Мышление в антиномиях является фундаментальным понятийным инструментом в развитии теории социального знания» (Marková. 2003. P. 57).
Теория социальных представлений возникла в 1961 г. как европейская альтернатива американской социальной психологии, призванная радикально трансформировать эту дисциплину, она позволила по-новому концептуализировать соотношение индивидуального и социального в социальной психологии.
Картография научных публикаций (Rosa de. 2016) свидетельствует о том, что теория социальных представлений в той или иной мере имеет своих сторонников и последователей на всех континентах, интерес к социальным представлениям не ослабевает, что выражается в росте публикаций. Теория социальных представлений обладает значительным эвристическим потенциалом, релевантным для объяснения событий и явлений современной общественной жизни, что позволяет ей оставаться ключевой традицией в социальной психологии, несмотря на критические суждения относительно того, что понятия, используемые теорией, отличаются некоторой неясностью, а теоретические подходы к анализу социальных представлений являются комплементарными.
Среди социально-психологических конструктов, с которым связаны социальные представления: социальная идентичность, коллективная память, социальная группа, коммуникация, социальная установка.