Словацкий Юлиуш
Слова́цкий Ю́лиуш (Juliusz Słowacki) (4.9.1809, Кременец, Кременецкий уезд, Волынская губерния, ныне Тернопольская область, Украина – 3.4.1849, Париж; в 1927 перезахоронен в Кафедральном соборе Вавельского замка в Кракове), польский поэт, драматург.
Родился в семье профессора, рано потерял отца. Окончил юридический факультет Виленского университета (1828). В 1829 г. поступил на государственную службу в Варшаве. После подавления Польского восстания 1830–1831 гг. поселился в Париже; много путешествовал, в том числе по Ближнему Востоку (1836–1837). В 1842–1843 гг. в Париже увлёкся мистико-религиозными теориями, примкнув к кружку мистика А. Товяньского. В 1848 г. ненадолго приехал в Познань, где поддержал восстание крестьян.
Один из крупнейших представителей польского романтизма. Дебютировал стихотворениями в духе А. Мицкевича и Дж. Байрона, в которых воспел одиночество, страдания, отверженность от мира: поэмы «Гуго» («Hugo», 1829), «Араб» («Arab», 1830), «Ян Белецкий» («Jan Bielecki», 1830) и др. Широкую известность снискала патриотическая лирика, в которой Словацкий ратовал за освобождение Польши, оплакивал погибших во время освободительной войны, размышлял об угнанных в Сибирь пленных поляках: поэмы «Ода к свободе» («Oda do wolności», 1830), «Гимн» («Hymn», 1830), «Дума о Вацлаве Жевуском» («Duma o Wacławie Rzewuckim», 1832), «Час раздумья» («Godzina myśli», 1833), «Погребение капитана Майзнера» («Pogrzeb kapitana Mayznera», 1841), «Бенёвский» («Beniowski», 1841–1846, не окончена) и др.
В конце 1920-х гг. обратился к театру. Ранние трагедии «Мария Стюарт» («Maria Stuart», 1830) и «Миндовг» («Mindowe», 1831) созданы под влиянием исторических хроник У. Шекспира. В дальнейшем ориентировался на традицию свободно построенной романтической драмы политико-философского содержания в духе В. Гюго, активно используя легендарные и исторические сюжеты: пьесы «Кордиан» («Kordian»), «Балладина» («Balladyna», обе – 1834), «Мазепа» («Mazepa», 1839), «Лилла Венеда» («Lilla Weneda», 1840) и др. Позднее творчество пронизано мистическими, космическими мотивами: драма «Серебряный сон Саломеи» («Sen srebrny Salomei», 1844), поэма «Ответ на "Псалмы будущего"» («Odpowiedź na Psalmy przyszłości», 1846), эпопея «Король-Дух» («Król-Duch», середина 1840-х гг., не закончена) и др. Автор исторической прозы, обширной переписки.
В России творчество Словацкого было малоизвестно вплоть до конца 19 в., когда им заинтересовались символисты. Среди переводчиков поэзии Словацкого на русский язык – А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак и др.