Славянское возрождение
Славя́нское возрожде́ние, культурное и общественное движение славянских народов с конца 18 в. по 1870–1880-е гг. Понятие «национальное возрождение» с 19 в. использовалось применительно к истории чехов, словаков, словенцев, сербов, хорватов и болгар – славянских народов, переживших в предыдущие столетия упадок национальной культуры.
Славянское возрождение – сложное многогранное явление, включавшее в себя процессы национального пробуждения, рост чувства общей этнической принадлежности, оформление этнической территории у славян, находившихся под властью Османской и Австрийской империй. Развивалось как составная часть общеевропейского процесса становления современных наций. Мощные импульсы Славянскому возрождению дали Просвещение, Французская революция 18 в., идеи германского философа И. Г. Гердера. Активное развитие национального движения в Чехии, успехи процесса национальной самоидентификации у чехов оказывали влияние и на другие славянские народы Австрийской империи, особенно на словаков.
Эпоха Славянского возрождения ознаменовалась взлётом духовной жизни, одним из определяющих факторов которого стали формирование литературных языков и их кодификация (П. Шафарик, Й. Юнгман в Чехии, Л. Штур в Словакии, А. М. Сломшек в Словении, З. Орфелин, Д. Обрадович, В. Караджич в Сербии, Л. Гай в Хорватии, Н. Геров в Болгарии), развитие языкознания (Й. Добровский, Й. Иречек в Чехии, Ю. Палкович, Й. М. Гурбан, М. Гаттала в Словакии, В. Копитар, Ф. Миклошич в Словении, Дж. Даничич в Сербии, И. Берчич в Хорватии, Неофит Рильский в Болгарии), становление национальных литератур (А. Пухмайер, Ф. Челаковский в Чехии, Я. Коллар в Словакии, В. Водник в Словении, М. Ненадович в Сербии, Д. Деметер, С. Враз в Хорватии, В. Априлов, П. Берон в Болгарии), создание литературных и культурных институтов (славянские матицы, издательства, журналы, библиотеки, читальни, театры), оживление интереса к прошлому (Г. Добнер, В. Ганка, Ф. Пельцль, К. Й. Иречек в Чехии, Я. Голл в Словакии, А. Т. Линхарт в Словении, Й. Раич в Сербии, Петр II Петрович Негош в Черногории, И. Кукулевич-Сакцинский в Хорватии, Паисий Хиландарский в Болгарии).
В своём развитии Славянское возрождение прошло путь от возникновения научно-просветительского интереса в узких кругах интеллектуальной элиты к языку, фольклору, обычаям, истории своего народа до широкого внедрения национального самосознания в массы через активную патриотическую агитацию.
Специфика возрожденческих процессов у отдельных славянских народов обусловливалась влиянием общеисторических факторов и, прежде всего, уровнем их социально-экономического развития. У славян Австрийской империи он был выше, чем у славян Балканского п-ва, что определило различие в темпах «национального возрождения». Характерные показатели завершения Славянского возрождения: складывание у славянских народов национальной культуры Нового времени; формирование буржуазных по содержанию национально-политических программ и партий; вступление на путь открытой политической борьбы за свои национальные требования. У славянских народов Австрийской империи завершением указанных процессов обобщённо принято считать революционные процессы 1848–1849 гг. (хотя чехи заявили о себе как нация ещё накануне революции, словенцы и словаки несколько позднее – в 1860–1870-е гг.); у хорватов, учитывая особые исторические условия развития отдельных территорий, – 1860–1880-е гг.
Культурное и общественно-политическое развитие славян Юго-Восточной Европы, находившихся в зоне османского господства, имело свою специфику. Национальная составляющая в массовых социальных движениях на Балканах присутствовала уже с 18 в. Славянское возрождение в этом регионе прошло через 3 основных этапа: просветительский, национально-религиозный (особенно характерен для Болгарии) и национально-освободительный. Верхняя граница последнего – 1878 г., ознаменованный победой Российской империи и балканских народов в войне с Турцией, освобождением Сербии и Черногории, формированием автономного Болгарского княжества.
Характерная черта Славянского возрождения – особое отношение его представителей к России, в которой они видели свою покровительницу и защитницу, активные контакты и взаимодействие с русским обществом. Концепция славянской взаимности, сформулированная в 1820–1830-е гг. Я. Колларом и П. Шафариком, – одна из ключевых для Славянского возрождения – в дальнейшем стала основой для нескольких интерпретаций, оказавших серьёзное влияние на общественно-политическую жизнь славянских народов: культурного и политического панславизма (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков и др.), австрославизма, иллиризма, югославизма.
Деятели Славянского возрождения внесли весомый вклад в национальную, общеславянскую и мировую культуру, способствовали росту самосознания славянских народов.