«Ералаш» (телешоу)
«Ерала́ш», советский и российский киножурнал (скетч-шоу), ориентированный на детскую аудиторию. Выпускается с 1974 г., сначала на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького, в 1995–2005 гг. – на студии «Ералаш-Лэнд», с 2005 г. – на киностудии «Ералаш».
Идея передачи была предложена режиссёром А. И. Суриковой. По её задумке, киножурнал должен был стать детской версией сатирического киноальманаха «Фитиль» и поэтому был назван ею «Фитилёк» (Спутницкая. 2018). Сурикова успела снять два пилотных сюжета, прежде чем потеряла интерес к проекту. Идея была подхвачена советским драматургом и сценаристом А. Г. Хмеликом и режиссёром Б. Ю. Грачевским (История киножурнала «Ералаш». 2009). Новый киножурнал, которым Хмелик руководил до 2001 г., а Грачевский – до 2021 г., был назван «Ералаш». После смерти Грачевского киножурнал возглавил А. З. Григорян.
С 1974 г. по 2019 г. вышло 364 выпуска, из которых первые 112 сняты на киностудии имени М. Горького, 69 (выпуски 113–181) – на студии «Ералаш-Лэнд» и ещё 200 – на съёмочной площадке «Ералаш». Первоначально серии демонстрировались в кинотеатрах, а затем на телевидении, поэтому в 1970–1980-е гг. передача снималась в широкоэкранном формате. К началу 1990-х гг. показы в кинотеатрах прекратились, и тележурнал перешёл на формат 4:3; возврат к широкоэкранному формату 16:9 произошёл в 2014 г. Помимо Центрального телевидения Гостелерадио СССР, киножурнал транслировался телеканалами РТР (позднее – «Россия-1»), «ТВ-6», «Карусель», «ТВ-Центр», «Солнце» и Первым каналом. Периодически из сюжетов формируются сборники для показа в кино: «Ералаш в кино» (2017), «Ералаш в кино!» (2021). В 2022 г. запущена франшиза «Ералаш в кино», в рамках которой за год было показано три 45-минутных выпуска.
Каждая серия общей длительностью около 10 мин состоит из нескольких (как правило, трёх) не связанных между собой сюжетов. Сюжеты представляют законченные игровые короткометражные фильмы, комедийные по жанру (скетчи). Каждой серии киножурнала (начиная с 10-го выпуска) предшествуют мультипликационная заставка (анимированный дисклеймер), перекликающаяся с названием сюжета (но не обязательно содержанием), и титры. Общими элементами для всех серий выступают начальная заставка (в ней также используется мультипликация, выполненная в том же стиле, что и дисклеймер) и музыкальная композиция «Мальчишки и девчонки, а также их родители…» (слова – А. Г. Хмелик, музыка – А. Л. Рыбников).
Главными героями скетчей выступают дети. Несмотря на то что каждый сюжет представляет собой законченное произведение и не связан с другими, их объединяет присутствие постоянных героев с комически говорящими фамилиями (Кипятков, Кукушкин, Баранкин и т. п.), а также общий контекст детских сообществ – формальных (детский сад, школа) или неформальных (группы друзей, дворовые коллективы). Первоначально лейтмотивом сюжетов служили социальная сатира и обличение социальных пороков. С конца 1980-х гг. акцент смещался на личные переживания героев и абсурд.
У каждого сюжета – свой режиссёр и актёрский состав. Многие профессионалы участвовали в съёмках киножурнала более одного раза. Количество режиссёров и актёров, прошедших через киножурнал, исчисляется сотнями: более 100 постановщиков снимали сюжеты шоу (Г. Э. Юнгвальд-Хилькевич, М. И. Туманишвили, В. М. Ховенко и др.), для некоторых это стало дебютной работой. Десятки детей, игравших в миниатюрах киножурнала, впоследствии стали известными актёрами (А. В. Цуканова-Котт, В. В. Сычёв, А. С. Сиваева и др.).
Киножурнал снискал огромную популярность в Советском Союзе и странах постсоветского пространства. Сюжеты киножурнала «Ералаш» направлены на формирование системы ценностей у детей младшего школьного возраста и старшеклассников (Неверова. Особенности развития поведенческого компонента ... 2013; Особенности развития эмоционального компонента ... 2013; Аксенов. 2022). В то же время, по мнению критиков, для многих серий скетч-шоу характерны вторичность и морализаторство, а также низкое качество производства. Некоторые эпизоды киножурнала могут быть истолкованы как поощряющие такие явления, как травля и потребительство (8 плохих вещей … 2017).