Школа У
Шко́ла У (У-пай, 吴派, пиньинь wúpài; Умэньхуа-пай, 吴门派, пиньинь wúmén huàpài), направление в живописи и каллиграфии Китая 15 – 1-й половины 17 вв. Существовало в г. Сучжоу и его окрестностях (уезд Усянь, провинция Цзянсу), названо по древнему наименованию этого города – У (Wú); иногда также обозначается как Сучжоуское. Занимало ведущее положение в китайском искусстве в 15–16 вв.
Основоположником направления считается Шэнь Чжоу, к начинаниям которого присоединились его старшие земляки Ду Цюн (1396–1474), Лю Цзюэ (1410–1472), Чжао Тунлу (1423 – 1502 или 1503), а из следующих поколений – Вэнь Чжэнмин, два его сына Вэнь Пэн (1498–1573) и Вэнь Цзя (1501–1583), а также племянник Вэнь Божэнь (1502–1575) и правнук Вэнь Чжэньмэн (1574–1636). Также к школе У причисляются Тан Инь (1470–1523), Чэнь Чунь (1483–1544), Ван Чун (1494–1533), Цю Ин, Чжан Лин (1470? – 1520), Лу Чжи (1496–1576), Чэнь Цзижу (1558–1639), Цянь Гу (1508 – 1574 или 1578?), Шао Ми (около 1594 – 1642? или 1662?), Шэн Маое (работал около 1607–1640) и др.
В 15–16 вв. Сучжоу был одним из крупных экономических и культурных центров юга Китая. Высокообразованная и состоятельная элита региона стремилась дистанцироваться от придворных вкусов столичного чиновничества. Сучжоуское общество, располагавшее крупными библиотеками и коллекциями антиквариата, культивировало изысканный быт, обладало обширными познаниями в различных искусствах и умело ценить таланты земляков. Большинство представителей школы У были выходцами из состоятельных слоёв чиновничества и семей землевладельцев, но некоторым мастерам (например, Цю Ину) приходилось жить за счёт продажи своих произведений. В отличие от коммерческих живописцев, вынужденных подчинятся требованиям художественного рынка, представители У-пай считались настолько авторитетными, что сами формировали предпочтения меценатов.
Художники школы У работали преимущественно в жанрах пейзажа и «цветы и птицы»; портреты и жанровая тематика являлись скорее исключением. Отличительной особенностью направления был интерес к топографическому воспроизведению отличающихся живописностью окрестностей Сучжоу, в связи с чем вошли в моду альбомные серии и формат особо длинных горизонтальных свитков. Часть живописцев У-пай предпочитали монохромный колорит (Шэнь Чжоу и др.), но некоторые увлекались полихромией (Цю Ин, Чэнь Чунь). Были мастера, прославившиеся в обеих техниках (например, Вэнь Чжэнмин).
Мастера направления У-пай вели линию преемственности от мастеров вэньжэнь-хуа 10–14 вв. Многие из них были талантливы одновременно в разных искусствах, что позволяло развивать характерный для вэньжэнь-хуа синтез «триады непревзойдённых [искусств]» (сань цзюэ): поэзии, каллиграфии и живописи. Каждый крупный мастер школы У разрабатывал собственный индивидуальный стиль посредством импровизации на основе широкого спектра художественных приёмов Ван Вэя, Дун Юаня, Ми Фу, Су Ши, Хуан Тинцзяня, Хуан Гунвана, У Чжэня, Ни Цзаня и Ван Мэна. Стилистическая полифония была рассчитана на зрителя, способного узнавать и наслаждаться сложной игрой скрытых и явных цитат из произведений древних мастеров. Тем самым в У-пай создавались мета-временные стилистические связи, обеспечивавшие устойчивое воспроизведение и обогащение творческого опыта в китайской изобразительной традиции.
Школа У противопоставляется школе Чжэ, представители которого работали в Ханчжоу и продолжали традиции придворной академической живописи 12–13 вв. Показательно, что направление Чжэ достаточно быстро проиграло соперничество за влияние мастерам У-пай, масштаб творчества которых превосходил все прочие направления эпохи. В конце 16 в. лидерство в стилистике вэньжэнь-хуа перешло к шанхайской школе Сунцзян.
Живопись У-пай оказала чрезвычайно большое влияние на последующее развитие китайского искусства. Многочисленные мастера, развивавшие в последующие века направление вэньжэнь-хуа, от Дун Цичана до У Чаншо, вдохновлялись творчеством корифеев школы У. «Ортодоксы», в том числе «четвёрка Ванов» – Ван Шиминь и его внук Ван Юаньци, Ван Цзянь и его ученик Ван Хуэй – учились у них верности традиционной эстетике, а эксцентрики (Чжу Да, Шитао и др.) – оригинальности её воплощения.