Постмодернизм
Постмодерни́зм, широкое течение в культуре 2-й половины 20 – начала 21 вв., преимущественно в странах Европы и Северной Америки. Термин был впервые употреблён в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). В отличие от модернизма с его программной установкой на новизну, постмодернизм обращается к культурному наследию прошлого как объекту игрового освоения, иронического цитирования и ситуационного переосмысления (при включении его в разнообразные контексты), источнику стилизации и эклектического комбинирования его форм. В философии постмодернизм проявился как критика целого ряда основополагающих установок философии Нового времени. В частности, были подвергнуты критическому рассмотрению классические представления о субъекте, бытии, были отвергнуты метанарративы, классический логоцентризм, мышление бинарными оппозициями и т. д. Наиболее известные представители: Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, Ф. Гваттари и др. К проявлениям постмодернизма в изобразительном искусстве относят поп-арт, неоэкспрессионизм, трансавангард, соц-арт, московский концептуализм, работы Дж. Кунса, группы «Новые художники». Постмодернизм как архитектурное направление существовал преимущественно в 1970–1980-х гг. в форме игрового (Ч. Мур, М. Грейвс, Ф. Джонсон) и т. н. неорационалистического (А. Росси, М. Ботта) вариантов.