Россия. Средства массовой информации. Онлайн-СМИ
Онла́йн-СМИ в Росси́и, средства массовой информации, распространяющие профессиональный журналистский контент в Интернете и по мобильным сетям.
В отечественной юридической трактовке и по терминологии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) принято использовать название «сетевое издание», под которым понимается сайт, зарегистрированный в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» в качестве СМИ.
Интернет и мобильные каналы связи, десктопы (персональные компьютеры) и мобильные гаджеты, а также программная периферия предопределяют сразу несколько признаков онлайн-СМИ, отличающих их от традиционных медиа: мультимедийность, гипертекст, интерактивность, кросс-платформенная дистрибуция.
Развитию онлайн-СМИ как сегмента медиасистемы России способствуют реализация национального проекта «Цифровая экономика», запущенного в 2019 г. по инициативе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, и усилия по устранению цифрового неравенства, которые привели к успешному внедрению технологий высокоскоростного проводного, беспроводного и мобильного доступа; подключению к Интернету всё большего количества пользователей и типов устройств и, как следствие, возникновению альтернативных источников информации; конкуренции производителей, использующих новые каналы дистрибуции контента (социальные сети, хостинги, мессенджеры и т. д.), новые методы работы с аудиторией, в том числе возможности её точечного достижения и таргетированную рекламу.
Типологические характеристики
В отечественной научной классификации в сегменте онлайн-СМИ медиасистемы России выделяют две крупные типологические группы, которые различаются по своему отношению к традиционным медиа.
Первая группа – сайты СМИ, которые имеют материнские издания в традиционных форматах – на бумаге и в теле- и радиовещании. Эта группа возникла в середине 1990-х гг. в результате эволюции традиционных СМИ в качестве ответа на развитие Интернета, когда у газет и радиостанций появились свои сайты. В 1995 г. свою онлайн-версию запустила редакция «Учительской газеты», из радиостанций – «Радио 101» (1996).
В начале 2000-х гг. начался массовый переход в Интернет бумажных газет и журналов; информационные агентства, радио- и телеканалы тоже запускают свои сайты и постепенно приспосабливаются к трансляциям в онлайн-среде. Инвестиции в новые проекты были продиктованы падением тиражей и кризисом подписки, а также естественной сменой традиционных поколений читателей и появлением новых потребительских групп, чьи предпочтения связаны с получением информации через Интернет и мобильных провайдеров, а не из газет и телевидения. В 2020-х гг. бо́льшая часть российских СМИ – газет, журналов, радио-, телепрограмм и других традиционных медиа – имеют свои сетевые аналоги и мобильные приложения.
Вторая группа – «оригинальные» онлайн-СМИ, которые возникли в 2000-х гг. главным образом на базе интернет-технологий и функционируют только в онлайн-среде (Lenta.ru, «Газета.ру», «Росбалт» и т. д.).
Онлайн-СМИ второй группы не имеют материнских версий, их типологический рисунок схож с устоявшимися видами СМИ, что подтверждается также их маркировкой создателями и владельцами: интернет-газеты, электронные журналы, новостные сайты, интернет-радио, интернет-телевидение, онлайн-ТВ.
Каналы, платформы, сервисы дистрибуции
Ключевыми элементами системы доставки редакционного контента интернет-СМИ до аудитории выступают:
сайты: по данным сервиса статистики сайтов LiveInternet.ru на 7 мая 2022 г., в топ-10 крупнейших сайтов по посещаемости за месяц входили как интернет-порталы офлайн-СМИ – информационных агентств, газет, телеканалов («РИА Новости», «Комсомольская правда», «Известия», «Московский комсомолец», Russia Today и др.), так и площадки исключительно онлайн-СМИ (Lenta.ru – 3-е место, более 77 млн посетителей; Газета.ru – 9-е место, более 41 млн посетителей);
паблики, группы, каналы в социальных сетях и мессенджерах: по данным компании Brand Analytics (апрель 2022), в рейтинге по вовлечённости (сумма реакций пользователей – лайков, репостов, комментариев – на опубликованный контент) в самой крупной российской соцсети «ВКонтакте» группа телеканала «Матч ТВ» заняла 24-е место (показатель вовлечённости – 2,3 млн реакций), группа информагентства «РИА Новости» – 32-е место (1,9 млн реакций). По числу просмотров в Telegram-канал «РИА Новости» занял 2-е место (3,2 млрд просмотров), Russia Today на русском – 15-е (0,7 млрд просмотров), канал онлайн-ресурса Mash – 16-е (0,6 млрд просмотров).
Растёт значение сравнительно новых производителей контента в онлайн-среде – экосистем, сформированных на базе площадок, изначально не ориентированных на редакционную деятельность: почтовых сервисов (Mail.ru) или финансовых компаний (Сбербанк России).
Контент онлайн-СМИ
Свойства онлайн-СМИ, выраженные в мультимедийности, интерактивности, гипертекстуальности и кросс-платформенной дистрибуции, оказывают существенное влияние на характеристики контента, который поставляется аудиториям. Эти свойства онлайн-СМИ помогают производителям диверсифицировать контент-решения для удовлетворения запросов своих потребителей, в том числе: выражать смыслы мультимедийно с помощью разных знаковых систем – вербальной, аудио- и видеоряда, графики, фотографии, анимации и т. д.; нелинейно структурировать информацию с помощью системы встроенных гиперссылок, позволяющих читать текст и линейно, как на бумаге, и с помощью внутренних и внешних ссылок – «вглубь»; благодаря потенциальной неограниченности объёма информации расширять и детализировать контент в зависимости от целей коммуникации и платформы дистрибуции; использовать в работе с аудиторией разнообразные формы многосторонней коммуникации, возможности для реагирования, участия и соучастия в производстве и обмене информацией; распространять контент как локально, так и трансгранично, в том числе на разных площадках и цифровых платформах; сочетать универсализм и диверсификацию информационного внимания с узкой специализацией по тематике, локации, интересам.
Функциональные характеристики онлайн-СМИ расставляют определённые акценты их содержанию. Самыми распространёнными в этом контексте являются информационно-оперативные, информационно-разъяснительные, развлекательные и культурно-просветительские виды изданий, которые просматриваются как в первой типологической группе онлайн-версий традиционных СМИ, так и во второй – «оригинальных» онлайн-изданиях.
Рубрикация, жанры
В зависимости от концепции конкретного онлайн-СМИ рубрики делятся на тематические (экономика, политика, культура, спорт), жанровые (новости, репортаж, справка, карточки, истории, инфографика), служебные («О компании», «О редакции», «Наши сервисы» и др.), вспомогательные (погода, курсы валют); могут быть организованы по теговому, календарному, географическому или хронологическому принципу, содержать каталоги, архивы и т. д.
В онлайн-СМИ практикуется также сюжетный принцип организации контента. Сюжеты включают в себя материалы, в которых событие представлено в развитии: таймлайн, историческая справка, биографии, мнения экспертов, инфографика, видео, слайд-шоу по теме и т. д. Такой многосоставный сюжет позволяет читателю лучше ориентироваться в потоке информации. Практикуется также рейтинговый принцип подборок публикаций, представляющий в динамике самые популярные, самые читаемые, самые пересылаемые, самые цитируемые материалы.
В онлайн-СМИ используются все классические жанры: заметки, репортажи, интервью, очерки, колонки и др. Иерархически выстроенные тексты, их заголовки, первые абзацы, корпус новости и бэкграунд (дополнительная информация о событии, теме, человеке) широко используются в вёрстке материалов на веб-страницах, являясь необходимыми элементами навигации.
Благодаря возможностям передачи информации в интернет-среде растёт популярность репортажей, в которых появилась возможность вводить видео- и текстовую трансляцию в режиме онлайн. К новым текстовым жанрам относятся публикации в социальных сетях, посты, сторис (короткие видео, доступные ограниченное количество времени), авторские блоги, которые ныне широко используются авторами онлайн-СМИ.
Помимо мономедийных, когда используется одна из выбранных знаковых систем – текст, фото, видео, аудио или графика, в онлайн-СМИ активно применяются полимедийные (две знаковые системы, например текст и фотография, текст и видео), мультимедийные и синтетические жанровые решения.
Интерактивные приёмы обратной связи с аудиторией применяются как на сайтах, так и на отчуждённых площадках: обсуждение, комментирование, голосование, рейтинговые опросы, участие в краудсорсинговых проектах, формы для предложений или вопросов, например, для онлайн-интервью или пресс-конференций, тегирование, формирование корзин отложенного потребления, создание дополнительных нишевых каналов и т. д. Активно используются устойчивые формы публикаций, которые традиционны для соцсетей: статусы, посты, истории, голосования; развлекательные и игровые жанры (интерактивные познавательные опросы, конкурсы, викторины, игры и т. д.).
Коммерческие модели онлайн-СМИ
В практике российских онлайн-СМИ выделяют несколько коммерческих моделей – рекламная, подписная, а также их комбинации.
Наиболее распространённая бизнес-модель, используемая онлайн-СМИ, – рекламная. Эта модель основана на борьбе за внимание потребителя со стороны рекламодателя.
Упростить размещение рекламной информации на той или иной онлайн-площадке (в том числе и площадке массмедиа) помогают технологии programmatic, позволяющие автоматизировать этот процесс на основе требований рекламодателя к составу аудитории.
Также в практике российских онлайн-СМИ активно применяются и вариации классической рекламной бизнес-модели, основанные на производстве и распространении спонсируемого (оплаченного заказчиком) контента или реализации нативных форматов, которые предполагают создание высококачественного медиатекста по заказу рекламодателя и в его интересах.
Сравнительно малораспространённой бизнес-моделью является краудфандинг, предполагающий сбор средств у представителей аудитории либо просто сторонних лиц и организаций на выпуск того или иного массмедиа. Прямой связи между перечислением денег и предоставлением доступа к материалам, в отличие от контентной бизнес-модели, в таком случае не наблюдается. Интернет-издание Colta.ru (заблокировано в 2022 по решению Роскомнадзора) – одно из бывших онлайн-массмедиа, реализовывавших эту бизнес-модель.
Полноправными участниками рекламного рынка ныне являются и неинституционализированные производители контента – блогеры и инфлюенсеры, размещающие медиатексты в социальных сетях.
Тенденции развития
Главная тенденция развития медиаиндустрии в целом связана со смещением фокуса деятельности всех без исключения компаний в онлайн-пространство.
1. Ориентация на мобильных пользователей. Аудитория всё больше использует мобильные носители для выхода в Интернет и потребления новостей – смартфоны, планшеты.
2. Применение искусственного интеллекта (ИИ). ИИ и Интернет вещей, который позволяет устройствам, подключённым к Сети, анализировать и обрабатывать большие данные, связанные с предпочтениями и особенностями медиапотребления конкретного человека (в том числе интересующие его темы, любимые каналы и жанры, предпочтительное время просмотра и тип устройства для приёма информации, геолокацию, вплоть до эмоций и пульса во время просмотра), предложат каждому потребителю персональное медийное меню.
3. Внедрение автоматизированной генерации контента. Создание журналистских текстов с помощью алгоритмической обработки программами-роботами семантических связей между единицами текста заменило рутинную работу журналистов над текстами определённых тематик и ситуаций, в том числе финансовых и биржевых сводок, курсов валют, результатов спортивных состязаний, обзоров погоды и природных аномалий, ситуации на дорогах.
4. Популярность стримингов и подкастов. Трансформируется присутствие теле- и радиовещания в Интернете. Возрастает культура платного просмотра и количество легальных стриминговых сервисов во многих сегментах медийной и развлекательной индустрии: музыкальном, производства фильмов и сериалов, спортивных трансляций.