Гипертекст
Гиперте́кст, совокупность электронных документов, связанных между собой специальными ссылками (гиперссылками) для быстрого перехода от одного документа в заданное место другого и произвольных перемещений внутри документов; технология построения совокупностей связанных гиперссылками документов, применяемая при разработке веб-сайтов, электронных энциклопедий, словарей, справочных систем и др. (см. также Веб-страница).
Гипертекстовый документ (электронный документ с гиперссылками) обычно изготавливают с помощью редакторов, имеющих встроенные интерпретаторы языков разметки [HTML (англ. HyperText Markup Language – язык разметки гипертекста), XML (англ. eXtensible Markup Language – расширяемый язык разметки) и др.]. В число таких редакторов входят редакторы для создания веб-сайтов, редакторы документов в составе офисных пакетов и др. Язык разметки позволяет описать структуру документа, размещение и формат вывода заголовков, фрагментов текста, изображений и других составляющих, задать гиперссылки и др. Разметка делается с помощью специальных меток, названных тегами. Интерпретируя теги, браузер или другая программа формирует отображение документа, соответствующее устройству вывода, например, дисплею компьютера, смартфона или др.
По мере развития Веба в гипертекстовые документы стали включать не только текстовые и графические, но и аудио- и видеосоставляющие. Такие документы и технологии их разработки получили название гипермедийных (от англ. hypermedia). Первые гипермедийные системы были реализованы в США: ZOG (1975); The Aspen Myvie Map (виртуальное путешествие по г. Аспен) на видеодиске (1978). Позднее гипермедийные технологии обогатились методами реализации гиперссылок внутри анимационных и видеосоставляющих. Они применяются при разработке веб-сайтов, социальных сетей, электронных энциклопедий и библиотек, систем автоматизированного проектирования и виртуальных тренажёров, геоинформационных систем и др.
Принцип автоматизации процессов создания совокупностей связанных между собой документов и их использования для сохранения и накопления знаний сформулировал американский инженер В. Буш. В эссе «As We May Think» («Как мы можем мыслить»), опубликованном в журнале The Atlantic в июле 1945 г., он предложил концепцию машины коллективной памяти (названной им memex), предназначенной сделать более доступными накопленные знания.
Термин «гипертекст» ввёл в августе 1965 г. американский пионер информационных технологий Т. Нелсон в докладе «Complex Information Processing: A File Structure for the Complex, the Changing, and the Indeterminate» («Обработка сложной информации: файловая структура для сложного, меняющегося и неопределённого»), представленном на конференции Ассоциации вычислительной техники (англ. Association for Computing Machinery – ACM). В 1967 г. А. ван Дам, Нелсон и несколько студентов Брауновского университета выполнили научно-исследовательский проект «The Hypertext Editing System (HES)» («Система редактирования гипертекста»). Созданная ими программа работала на компьютере IBM System/360 Model 50 и использовалась для документирования в процессе выполнения программы пилотируемых космических полётов «Аполлон». Создание британским физиком Т. Бернерс-Ли языка HTML (1990-е гг.) [на базе стандартного обобщённого языка разметки SGML (англ. Standard Generalized Markup Language)] и сделанное им же изобретение Веба (1989) стали важными событиями в развитии гипертекстовой технологии. В 1994 г. был опубликован первый стандарт HTML 2.0, утверждённый Инженерным советом Интернета (англ. Internet Engineering Task Force – IETF). В 1990-е гг. этот язык стал основным средством разработки веб-сайтов.
Развитие гипермедийных технологий предполагает создание новых языков и инструментальных систем разработки гипермедийных документов, совершенствование аппаратных и программных средств компьютеров и компьютерных устройств, используемых для воспроизведения гипермедийных документов в формах, рассчитанных на эффективное восприятие человеком.