Россия. География туризма. История путешествий и туризма
Исто́рия путеше́ствий и тури́зма в Росси́и, возникновение, развитие и характерные черты туризма до конца 20 в. Туризм возник на определённом этапе развития цивилизации. Он вырос из культуры путешествий и организации обслуживания путников в дороге. Его история неразрывно связана с освоением новых территорий путешествующими лицами.
Первые путешествия и путеводители
В Средневековье большинство путешествий, осуществлявшихся выходцами из Древнерусского государства, русских земель и княжеств, Русского государства носило религиозный или торговый характер. В начале 12 в. появляются первые описания хожений, или хождений, одним из первых произведений этого рода стало «Хождение Даниила» (описание паломничества игумена одного из черниговских монастырей в Святую землю).
Появляются путеводители для паломников «по христианским святыням» за границей. В 12–14 вв. складывается особый тип странников («калики перехожие»), нередко собиравшихся из-за опасностей дальнего пути (Константинополь, Иерусалим, Афон) в «дружины».
Началом светского туризма в Российской империи считается последняя четверть 18 в. В декабре 1777 г. газета «Московские ведомости» впервые опубликовала материал рекламного характера «План предприемлемого путешествия в чужие краи», составленный В. Х. Геншем, который разработал и предложил за вознаграждение молодым дворянам групповую поездку по Священной Римской империи, швейцарским кантонам, Итальянским государствам и Франции с целью посещения одного из университетов, ознакомления с искусством и фабричным делом. В конце 18 в. вышли в свет первые путеводители по Санкт-Петербургу и Москве: «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга, от начала заведения его, с 1703 по 1751 год…» А. И. Богданова (1779) и «Описание императорскаго, столичнаго города Москвы…» В. Г. Рубана (1782). Выпуск путеводителей перерос в самостоятельное направление в издательском деле. В 1-й половине 19 в. опубликованы «Путеводитель по Ревелю и его окрестностям» Н. Рейтлингера и «Путеводитель от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно…» И. А. Дмитриева (оба – 1839) и др. Особой популярностью пользовалась отечественная и переводная литература в жанре «путешествий», путевых заметок, дневников и журналов. Поездки в зарубежные страны стали неотъемлемой частью культуры досуга образованного и состоятельного слоя русского общества 1-й половины 19 в. На волне реформ императора Александра II круг путешествующих лиц заметно увеличился. Писатель Н. С. Лесков в очерках «Русское общество в Париже» (1863) сообщает о большой колонии «русских туристов», которая делилась на «латинцев» (студентов, преподавателей, журналистов и художников, проживавших в Латинском квартале) и «елисеевцев» (аристократов и высших чиновников с семьями, предпочитавших дорогие районы Парижа, Елисейские Поля и др.). К концу 19 в. русские составляли значительную часть отдыхающих в Баден-Бадене, Ницце, Биаррице и на других европейских курортах. На них ориентировался местный туристский бизнес: открывались «русские пансионы»; издавалась периодическая печать на русском языке. Регулярно проходили «русские сезоны».
К середине 19 – началу 20 вв. относится появление и распространение в России путеводителей современного типа. Они формируются как жанр географической литературы и особый тип книжного издания.
Образцом для них послужили популярные в Европе немецкие путеводители К. Бедекера (1801–1859), славившиеся достоверностью и полнотой практической информации, а также прекрасной полиграфией. Они были переведены на многие языки, в том числе на русский, и само слово «бедекер» стало синонимом путеводителя. Наряду с переводами иностранных изданий в России стали выходить собственные печатные издания – «Русский бедекер». Это были подробные, роскошно оформленные путеводители по разным странам мира с приложением планов и подробных карт (например, серия: Издания П. Копельмана. Русские путеводители по Западной Европе «Русскiй Бедекеръ». Путеводитель по Швейцарии. Подробное описание страны. – Санкт-Петербург и Одесса, 1909. – 344 с.). Появились серийные путеводители, посвящённые России (например, выпуски «Путеводителя по России» под ред. Р. С. Попова, 1886–1888), а также отдельным курортам, прежде всего Крыма – Алупке, Евпатории, Ялте. Возникновение новых видов транспорта, развитие железнодорожного и пароходного сообщения в стране послужили мощным фактором дальнейшего становления этого жанра литературы. Издаются иллюстрированные путеводители, особенно для популярных путешествий на пароходах, прекрасным примером служит путеводитель по Каме (Иллюстрированный путеводитель по реке Каме и по р. Вишере с Колвой. [Пермь], 1911). К началу 20 в. путеводители в России приобрели свойственные им сегодня черты: они содержали полезные для туриста сведения справочного характера и выполняли функцию гида во время поездки. Особенно популярными были издания Г. Г. Москвича (например, Москвич Г. Г. Иллюстрированный практический путеводитель по Крыму. Санкт-Петербург, 1911).
Создание туристских клубов и организаций
Россия вписывалась в общеевропейские тенденции развития туризма, заимствуя передовые формы организации путешествий, распространённые в то время на Западе, – клубы (Английский, Австрийский, Швейцарский и другие альпийские клубы). Создавались отечественные горные клубы, в частности Общество любителей естествознания и альпийского кавказского клуба (Тифлис, 1878), Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор (Ялта, середина 1880-х гг.). В 1890 г. в Одессе образован Крымский горный клуб, позднее переименованный в Крымско-Кавказский, который заложил основы внутреннего туризма. Его деятельность была продолжена Русским горным обществом (1901), Кавказским горным обществом в Пятигорске (1902), Владикавказским горным клубом (1909). В 1912 г. в Тифлисе (ныне Тбилиси) создан Главный комитет поощрения туризма на Кавказе. Благодаря их деятельности Кавказ получил известность не только в России, но и за рубежом. В популяризации туризма большую роль сыграло Российское общество велосипедистов-туристов (Русский туринг-клуб, 1895), переименованное в 1901 г. в Российское общество туристов (РОТ). РОТ организовывало коллективные поездки и ученические экскурсии, готовило экскурсоводов, составляло карты дорог Российской империи, издавало специализированный журнал и дорожно-справочную литературу, устанавливало связи с зарубежными туристскими организациями и др. К 1900 г. общество насчитывало 1200 членов, имело представительства в 135 российских городах, а также за границей. Весной 1900 г. Русский туринг-клуб/РОТ награждён золотой медалью на Мюнхенской международной спортивной выставке и стал самой крупной и влиятельной туристской организацией России.
Первое коммерческое предприятие
В 1885 г. открылось первое коммерческое «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» Л. Липсона, использовавшего апробированные на Западе формы и методы работы: договорные отношения, систему групповых и индивидуальных скидок для клиентов, путевую записную книжку – своеобразную турпутёвку и др. Подобная организация путешествий стала классической в турбизнесе России. В начале 20 в. с созданием сети туристско-спортивных обществ и клубов, экскурсионных комиссий, бюро, комитетов в Москве, Екатеринодаре (ныне Краснодар), Ростове (Ярославская губерния), Владивостоке и других городах страны туризм принял организованные формы.
Развитие туризма в советский период
В конце 1920-х гг. негосударственное экскурсионно-краеведческое движение практически прекратило существование. Складывалась централизованная организационно-управленческая структура туризма. В 1929 г. РОТ реорганизовано в Общество пролетарского туризма РСФСР (ОПТ), основу которого составили первичные туристские ячейки на предприятиях, в учебных заведениях, армейских подразделениях и т. д. В 1930 г. новая управленческая структура туризма была укреплена за счёт материально-технической базы и средств коммерческих туристских организаций. Постановлением Совнаркома СССР от 8 марта 1930 г. ОПТ было слито с акционерным обществом «Советский турист», имевшим сеть турбаз по всей стране, и образовано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Ему поручалась вся туристско-экскурсионная работа и передавались все государственные туристские организации страны. В 1936 г. ЦИК СССР принял постановление о ликвидации ОПТЭ. Туристско-экскурсионное дело передавалось в ведение профсоюзов. Почти все массовые добровольные туристские общества были распущены.
Одним из важнейших гуманитарных достижений СССР стал самодеятельный туризм, позволивший малыми материальными средствами обеспечить активный отдых и познание страны многим миллионам людей. С самодеятельным туризмом в горах было тесно связано развитие альпинизма и создание специальных баз – альплагерей на Кавказе, Тянь-Шане, Памиро-Алае, Алтае. Руководство самодеятельным туризмом и контроль за ним были возложены на Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР.
В структуре Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) было создано специальное подразделение – Туристско-экскурсионное управление (ТЭУ), которое укрепило и обновило материально-техническую базу туризма, расширило сеть туристских маршрутов в условиях быстрого хозяйственного освоения территорий и прокладки транспортных путей. В начале 1941 г. в стране насчитывалось 165 домов туриста, 50 турбаз, 12 туристских гостиниц, 24 стационарных лагеря, 19 туристско-альпийских приютов, сотни временных (сезонных) палаточных стоянок, горных хижин, кемпингов общей вместимостью около 20 тыс. мест.
В июле 1962 г. постановлением Президиума ВЦСПС Центральное, республиканские, краевые и областные ТЭУ реорганизованы в советы по туризму, а с 1969 г. – в советы по туризму и экскурсиям. В ведение профсоюзов полностью перешёл самодеятельный туризм. Таким образом осуществлялась дальнейшая централизация управления внутренним туризмом и экскурсионным делом.
В СССР наряду с самодеятельным развивался организованный туризм.
Он был основан на плановых заданиях, которые разрабатывались и утверждались высшими органами управления туризмом. Они, в частности, касались прокладки новых туристских маршрутов и их обустройства. К середине 1970-х гг. насчитывалось более 500 турбаз на 114 тыс. мест, 6765 туристско-оздоровительных лагерей, 220 домов рыбака и охотника, 2 тыс. клубов туристов, 8275 пунктов проката инвентаря. В 1980-х гг. в Москве были введены в эксплуатацию самый крупный в стране туристский гостиничный комплекс «Измайлово» (свыше 9,5 тыс. мест), Центральный дом туриста, туристский комплекс «Салют». В 1988 г. насчитывалось свыше 27,8 тыс. плановых туристских маршрутов, из них около 400 всесоюзных. Вплоть до конца 1980-х гг. действовала система распределения туристских путёвок на льготных условиях или бесплатно через профсоюзные организации. Туризм финансировался из бюджета профсоюзов, средств государственного социального страхования и фондов предприятий на социально-культурные мероприятия. Ежегодно в системе Центрального совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) обслуживалось свыше 200 млн туристов и экскурсантов. В 1989 г. объём предоставленных туристских услуг превысил 3 млрд руб.
Международный туризм в СССР находился под полным контролем со стороны государства. Все международные связи осуществлялись через 3 всесоюзные туристские корпорации: ВАО «Интурист» (Внешнеэкономическое акционерное общество по туризму и инвестициям «Интурист») Госкоминтуриста СССР, Бюро международного молодёжного туризма (БММТ) «Спутник» ЦК ВЛКСМ и ЦСТЭ ВЦСПС. Туристский обмен шёл преимущественно со странами социалистического содружества на взаимной некоммерческой основе. Привлекались и обслуживались также туристы и экскурсанты из капиталистических стран. В задачи всех трёх корпораций входила пропаганда коммунистических идей и советского образа жизни, а также обеспечение государственной безопасности СССР. В 1989 г. Госкоминтурист СССР организовал приём свыше 1,9 млн иностранных туристов, доход от хозяйственной деятельности составил более 714 млн руб. В систему Госкоминтуриста входило 340 предприятий, в том числе 73 гостиницы, 15 мотелей, 11 кемпингов. В структуре БММТ «Спутник» насчитывалось 234 региональных бюро, 20 туристских центров, 7 туристских комплексов и гостиниц, 16 арендованных теплоходов. В том же году объём обслуживания составил 6,2 млн человек на сумму 365 млн руб., из них валютные поступления – 11,4 млн руб. Получили развитие такие формы международного туризма, как приграничный, молодёжный, специализированный и др. Жёсткие ограничения на посещения зарубежных стран и многоступенчатая система отбора кандидатов для заграничных поездок привели к верховенству въездного туризма над выездным. В 1960–1970-х гг. за рубеж выезжало 0,4 % граждан СССР.
Во 2-й половине 20 в. под развитие туризма и рекреации в СССР подведена научная основа. Разработана концепция территориальной рекреационной системы (ТРС), возникла отечественная школа рекреационной географии (В. С. Преображенский, Ю. А. Веденин, И. В. Зорин, Л. И. Мухина и др.). Изучался характер рекреационной деятельности, избирательность отдыхающих по отношению к территории, оценка её туристско-рекреационного потенциала, анализировалась рекреационная инфраструктура, измерялась устойчивость природных комплексов к антропогенным рекреационным нагрузкам и т. д. Большое внимание уделялось изучению экономико-географических факторов развития туризма и рекреации. Ставилась задача оптимизации территориальной организации отдыха населения. Началось проектирование ТРС разных уровней (География рекреационных систем Советского Союза; Территориальная организация отдыха населения Москвы и Московской области и др.). Однако во 2-й половине 1980-х гг. стали очевидны ограничения модели ТРС (жёсткий детерминизм, недооценка самоорганизации рекреационной деятельности, слабая гуманизация и др.) и намечены основные направления актуальных рекреационных исследований.
Развитие туризма в Российской Федерации
В 1990-х гг. в российском туризме произошли коренные изменения: ликвидирована государственная монополия, создана рыночная структура туризма, сочетающая разные формы предпринимательской деятельности. Туризм превратился в самостоятельный, динамично развивающийся вид бизнеса.
Крупнейшие туристские организации СССР («Интурист», «Спутник», ЦСТЭ) распались. Их имущественные комплексы были акционированы и впоследствии приватизированы. В Москве, Санкт-Петербурге, регионах страны на фрагментах этих монопольных гигантов возникло большое количество мелких и средних туристских компаний, самостоятельно управляемых, с разными формами собственности, и их объединений. Например, место советского «Интуриста» заняли его подразделения, ставшие самостоятельными коммерческими организациями: «Интурист-Холдинг компания», ВАО «Интурист», «Интурреклама», «Интурсервис», «Интуртранс», «Мосинтур» и ряд совместных предприятий с участием гостиниц «Савой», «Славянская», «Олимпийская», «Холдинг» и др. К 1992 г. в стране не осталось крупных туристских структур. Высокая доходность турбизнеса (на рубеже 1980–1990-х гг. прибыль туристских компаний доходила до 100 %) привлекала предприимчивых людей, регистрировавших туристские фирмы, агентства, объединения. Отсутствие у многих из них знаний и опыта негативно сказывалось на качестве сервиса и ставило под угрозу безопасность туристов. В 1993 г. в России насчитывалось 7 тыс. туристских фирм. Лишь единицы из них продолжают работать в 2021 г. (ВАО «Интурист», «ПАК ГРУПП», «Роза ветров», АРТ-ТУР, ВАНД и др.).
Важный вклад в развитие сферы туризма внесли общественные организации. В 1993 г. по инициативе ведущих в то время туристских компаний и при поддержке Роскомтуризма создаётся Российская ассоциация туристических агентств (РАТА, с 2002 – Российский союз туриндустрии, РСТ), крупнейшее современное отраслевое объединение в туризме России (официальный сайт РСТ – https://rostourunion.ru). Появляются отраслевые (по видам и направлениям туристской деятельности) и территориальные общественные организации: Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров (АГПЭиТМ), Российская гостиничная ассоциация, Международная академия детского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова, Ассоциация работников туристско-экскурсионных предприятий, отелей и ресторанов Санкт-Петербурга, Московская ассоциация туристических агентств и др. В 1994 г. в Санкт-Петербурге образована Национальная академия туризма (НАТ), объединившая представителей научно-педагогической общественности и практиков в области туризма. Общественные институты сыграли заметную роль в определении путей развития туризма в стране, разработке нормативно-правовой базы туристской деятельности, формировании государственной политики в сфере туризма.
Становление отечественной индустрии туризма сопровождалось ростом спроса на квалифицированных специалистов. Появились вузы, специализировавшиеся на подготовке кадров по туризму и гостиничному делу. В 1992 г. на базе «Учебно-научного центра по подготовке, повышению квалификации и переподготовке рабочих кадров и специалистов в области курортного дела и туризма», основанного в 1989 г., создано первое профильное государственное учебное заведение высшего образования в сфере туризма – Сочинский государственный институт курортного дела и туризма (с 1997 Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, с 2011 Сочинский государственный университет). Востребовано также негосударственное туристское образование. В 1991 г. Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций ЦСТЭ ВЦСПС преобразован в Институт туризма (1992 – Российский международный институт туризма, 1993 – Российская международная академия туризма; ныне статус образовательного частного учреждения высшего образования). В стране быстро росло количество вузов, готовящих кадры по туризму. В начале 2000-х гг. их насчитывалось около 300. Быстрыми темпами рос контингент обучающихся. С 1995 по 2000 гг. число студентов средних учебных заведений профессионального образования в области организации обслуживания в гостиницах и туристических комплексах увеличилось в 4,8 раза, с 795 до 3842 человек, а в вузах по социально-культурному сервису и туризму – в 21 раз, с 426 по 8954 человек.
Подготовка кадров для туристской индустрии в высших учебных заведениях строится на основе государственных образовательных стандартов. В 1994 г. приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1994 г. № 180 утверждена специальность «социально-культурный сервис и туризм» с большим числом туристских специализаций и принят Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, определивший государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по новой специальности (с 2000 действуют стандарты 3-го поколения). Выпускникам присваивалась квалификация «специалист по сервису и туризму». В 2004 г. в качестве эксперимента вводится специальность «туризм», в разработке которой активное участие приняли работодатели. В эксперименте было задействовано около 30 российских вузов, в том числе географический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, который первым в том же году осуществил набор на новую специальность. В России складывалась национальная система непрерывного туристского образования, включающая среднее, высшее и послевузовское, а также дополнительное профессиональное образование в сфере туризма. Расширялся спектр образовательных программ и форм их реализации: дистанционное и открытое образование, встроенное обучение, стажировки, производственные практики, краткосрочные курсы, тренинги.
Распад СССР привёл к разрыву традиционных туристских связей между бывшими советскими республиками, развалу системы туристско-экскурсионного обслуживания населения и единой всесоюзной маршрутной сети, сжатию внутреннего и въездного туристского пространства. Россия лишилась популярных туристских дестинаций, находящихся на территории Украины, Белоруссии, республик Средней Азии, Прибалтики, Закавказья и др. Одновременно с падением «железного занавеса» и упрощением туристских формальностей (паспортных, визовых, валютных) граждане России массово смогли выезжать в дальнее зарубежье, а иностранцы, интересующиеся переменами в жизни советских людей, – посещать нашу страну (таблицы 1, 2). Изменилась география туристских поездок.
Таблица 1. Динамика выезда российских граждан за рубеж в 1993*–2000 гг., млн поездок
| 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Всего | 8,5 | 9,3 | 21,3 | 12,3 | 11,2 | 10,6 | 12,6 | 18,3 |
в том числе по целям поездок |
|
|
|
|
|
|
|
|
служебная | 2,8 | 2,3 | 3,2 | 2,1 | 1,7 | 1,8 | 2,0 | 2,2 |
туризм (по туристским визам) | 1,6 | 2,5 | 2,6 | 3,5 | 4,1 | 3,3 | 2,8 | 4,5 |
частная | 3,0 | 3,0 | 13,8 | 5,0 | 3,9 | 4,0 | 5,9 | 10,1 |
* Росстат ведёт статистический учёт и публикацию данных о международном туризме в Российской Федерации, начиная с 1993 г.
Составлено по: Статистика в туризме. Туризм: Обзор материалов (ТОМ). М., 1996. Вып. 8. С. 56, 78, 83, 88; Туризм в России: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000. С. 18;
Туризм и туристские ресурсы в России. 2004: Стат. сб. / Росстат. М., 2004. С. 26.
Таблица 2. Динамика въезда иностранных граждан в Россию в 1993–2000 гг., млн поездок
| 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Всего | 5,4 | 3,3 | 10,3 | 16,2 | 17,5 | 16,2 | 18,8 | 21,2 |
в том числе по целям поездок |
|
|
|
|
|
|
|
|
служебная | 2,2 | 1,3 | 2,9 | 4,8 | 3,4 | 3,0 | 4,0 | 3,2 |
туризм (по туристским визам) | 1,6 | 0,9 | 1,8 | 1,9 | 2,5 | 2,9 | 3,1 | 2,6 |
частная | 8,4 | 0,4 | 3,9 | 8,1 | 10,0 | 8,2 | 9,1 | 13,4 |
Составлено по: Статистика в туризме. Туризм: Обзор материалов (ТОМ). М., 1996. Вып. 8. С. 51, 61, 67, 73;
Туризм в России: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000. С. 18; Туризм и туристские ресурсы в России. 2004: Стат. сб. / Росстат. М., 2004. С. 26.
С начала перестройки до 1991 г. выезд за границу носил в основном частный характер (к родственникам и друзьям), но визитной карточкой перестройки в туризме стали шоп-туры («челночные» поездки). На их долю приходилось 60 % выездного туристского потока из России, и они использовались для решения материальных и бытовых проблем. Общий объём «челночного» импорта в России в 1993 г. оценивался от 3 до 5 млрд долл., а в 1994 г. – уже 11,4 млрд, или 22,3 % всего импорта в стране. Главными направлениями шоп-туризма были Китай, Турция, Польша, некоторые другие страны.
К середине 1990-х гг. мотивация выездов российских граждан за границу стала более разнообразной: купально-пляжный отдых, культурно-познавательные цели, обучение, лечение, посещение спортивных соревнований и т. д. Маршруты туристских поездок пролегали по территории более 100 государств на всех континентах планеты. Въездной туризм в России также в целом демонстрировал положительную динамику, но политический кризис в стране осенью 1993 г. привёл к резкому, хотя и временному сокращению численности туристов, прибывающих из-за рубежа. Тяжелейший удар по рынку выездного туризма был нанесён в 1998 г. Российский туристский бизнес впервые столкнулся со структурным кризисом, вызванным дефолтом в России, и испытал коллапс. На восстановление рынка потребовалось 2 года.
Вхождение в рыночные отношения сопровождалось формированием, хотя и с некоторым запозданием, правовых основ российского туризма. Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» положил начало современному отечественному предпринимательству в сфере международного туризма. Большое значение для развития туризма имело вступление в силу Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». В 1991–1993 гг. принимается пакет документов, направленных на защиту прав потребителей и контроль качества туристских услуг (законы Российской Федерации от 7 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», от 10 июня 1993 № 5154-1 «О стандартизации», от 10 июня 1993 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» и др.). Вводится лицензирование деятельности по обслуживанию иностранных туристов на территории Российской Федерации и российских граждан за рубежом (постановление Совета министров – Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1993 № 1343 «О лицензировании международной туристской деятельности в Российской Федерации»). Подписываются нормативно-правовые акты об отдельных объектах туризма, в частности об особо охраняемом эколого-курортном регионе – Кавказских Минеральных Водах (Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 № 309 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации»).
Важной вехой в отечественной истории становления отраслевого законодательства о туризме стало принятие Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Он определил принципы государственной политики в сфере туризма, регулировал отношения, в первую очередь имущественные, возникающие между субъектами туристского рынка, установил порядок рационального использования туристских ресурсов в стране, закрепил основные понятия «туризм», «турист», «туристская деятельность», «туристская индустрия», «туристский продукт» и др.
Туризм получает официальное подтверждение значимости на самом высоком уровне. В Указе Президента РФ от 25 апреля 1994 г. № 813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочивании использования государственной собственности в сфере туризма» всемерная поддержка развития туризма в стране провозглашалась одной из приоритетных задач государства. В это время складывается пореформенная структура государственного управления туризмом, активно формируется национальная политика в сфере туризма. Указом Президента РФ от 27 марта 1992 г. № 311 впервые создаётся центральный орган регулирования туристской сферой – Министерство культуры и туризма Российской Федерации. Позднее название и ведомственная принадлежность органа будут неоднократно меняться, однако сам факт его наличия свидетельствует о признании экономической и социальной важности туризма. В 1993 г. образован Комитет Российской Федерации по туризму (Роскомтуризм), которому передано государственное регулирование, а также межотраслевая координация деятельности в сфере иностранного и внутреннего туризма (постановление Совета министров – Правительства Российской Федерации от 8 июня 1993 № 537 «Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по туризму»). В задачи Роскомтуризма входили разработка и реализация стратегии, федеральных целевых и межгосударственных программ развития туризма; проведение государственной политики в соответствующей сфере; создание образа России как привлекательной туристской дестинации и проведение рекламно-информационных мероприятий по его продвижению; обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предприятий туриндустрии и т. д. Таким образом положено начало формированию системы органов государственного управления туризмом, включающей наряду с центральными органами также территориальные в субъектах Российской Федерации.
В целях повышения качества государственного регулирования туризма постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 177 одобрена федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» (1996–2005). Хотя в 2002 г. из-за сокращения финансирования реализация программы была остановлена, её принятие стало знаковым событием в экономической истории отечественного туризма. Позднее федеральная целевая программа и другие программные документы послужили основой для разработки «Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года», которая была утверждена распоряжением Правительства от 11 июля 2002 г. № 954-р. В последующие годы принято много нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения во всех областях туристской деятельности и действующих в настоящее время.
Расширялось международное сотрудничество Российской Федерации в сфере туризма. Россия как правопреемница СССР сохранила членство во Всемирной туристской организации (ВТО, с 2003 – ЮНВТО), неоднократно избиралась в состав руководящего органа ВТО/ЮНВТО – Исполнительного совета (1993–1997, 2001–2005, 2007–2011, 2017–2021), председательствовала в бюджетном комитете (2003–2007). В период председательства России в Исполнительном совете проведена реформа ВТО. Она получила статус специализированного учреждения ООН. ВТО/ЮНВТО совместно с органами федеральной исполнительной власти в России, курирующими туризм, начали регулярно проводить в стране обучающие семинары по разным аспектам туристской деятельности (подготовка кадров для туристской индустрии, статистика туризма, брендирование туристских дестинаций и т. д.).
Важную роль в повышении качества образовательных услуг в российском туризме сыграл проект ЕС/ТАСИС «Укрепление учебной базы для индустрии туризма». Одним из главных его инновационных результатов стал отраслевой стандарт, впервые разработанный в нашей стране, – «Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников индустрии туризма» (утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 мая 1999 № 8).
Ярким отраслевым событием стала Московская международная выставка «Путешествия и туризм» (MITT), которая проводится ежегодно с 1994 г. В 1994 г. в её работе приняли участие 458 компаний из 31 страны, а также офисы по туризму и туристские представительства 13 стран. Экспоненты разместились на площади около 4,5 тыс. м2. Сегодня MITT входит в пятёрку крупнейших туристских выставок в мире.