Велосипед
Велосипе́д (франц. vélocipède, от лат. velox, род. падеж velocis – быстрый и pes, род. падеж pedis – нога), транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой сидящего на нём человека. Большинство велосипедов имеют два колеса, но бывают трёх-, четырёх- и даже одноколёсные. Велосипеды по назначению разделяют на детские, подростковые, дорожные, горные, спортивные (в том числе шоссейные) и специальные. К последним относятся трёх- и четырёхколёсные грузовые велосипеды (веломобили), цирковые, трюковые и т. п. Наиболее распространены дорожные велосипеды. Чаще всего они бывают одноместными, но производятся также и многоместные велосипеды, или тандемы. Большое распространение получили складные велосипеды, удобные для перевозки на транспорте. Рамы современных велосипедов делаются из стали, алюминия или углепластика (карбона). Составные части различных типов велосипедов примерно одинаковы. Колесо состоит из обода, втулки, спиц и пневматической шины. Трансмиссия велосипеда включает в себя систему, которая состоит из ведущих звёзд, соединённых с педалями; цепь, передающую усилие с системы на кассету; кассету – набор ведомых звёзд, соединённых с втулкой заднего колеса. Передаточное число привода меняется перекидыванием цепи на разные комбинации звёзд при помощи переключателей. Тормоза имеют раздельный привод на переднее и заднее колёса. На некоторых моделях горных велосипедов имеется система подрессоривания.
История создания велосипеда носит весьма разноречивый характер. По одной из версий, чертёж первого велосипеда с двумя колёсами, педалями и цепной передачей создал в 1493 г. Леонардо да Винчи. Среди изобретателей велосипеда числятся и российский механик Л. Л. Шамшуренков, построивший «самобеглую коляску», о чём свидетельствует официальный протокол от 2 ноября 1752 г., и каретный мастер из Германии М. Касслер, и крепостной крестьянин Е. М. Артамонов. Но общепризнанным изобретателем велосипеда считается К. фон Драйз (1817, Германия), запатентовавший своё изобретение. Построенный им велосипед представлял собой двухколёсную машину, приводимую в движение отталкиванием ног от земли. В 1861 г. к переднему колесу добавились педали, а в 1870 г. – цепной привод на заднее колесо. После того как англичанин Д. Данлоп впервые установил пневматические шины (1888), а в конструкцию велосипеда были добавлены свободный ход (1894) и механизм переключения передач (1899), велосипед приобрёл вид, в общих чертах сохранившийся до настоящего времени. Начиная примерно с 1905 г. велосипеды стали выходить из моды из-за бурного развития автомобильного транспорта. К 1940 г. велосипеды во многих странах считались всего лишь игрушками для детей. Только с конца 1960-х гг., благодаря пропаганде здорового образа жизни и всеобщему осознанию экологических проблем, велосипеды снова стали популярны. В последнее десятилетие 20 в. появилось большое число новых типов велосипедов. Например, это городские велосипеды, приоритетами в конструкции которых являются комфортность передвижения и простота обслуживания; горные велосипеды, в том числе для соревнований по маунтинбайку; велосипед для велотриала, т. е. для преодоления препятствий, и др. Велосипед – самое распространённое в мире транспортное средство (за счёт низкой стоимости, лёгкости и малых размеров, а также из-за отсутствия потребности в топливе и высокой безопасности). Конструкции велосипедов продолжают непрерывно совершенствоваться в направлении снижения массы, повышения безопасности и удобства езды, применения новейших материалов. В 2005 г., по итогам опроса общественного мнения в Великобритании, велосипед был признан величайшим техническим изобретением с 1800 г., причём за велосипед проголосовало больше опрошенных, чем за все остальные изобретения, вместе взятые.