Развитие Московского метрополитена
Развитие Московского метрополитена. Идея строительства Московского метрополитена появилась в конце 19 в. Одна из первых попыток создания плана развития внеуличного транспорта в Москве предпринята в 1902 г. П. И. Балинским и Е. К. Кнорре. В 1913 г. Московская городская управа разработала собственный проект подземной железной дороги, состоящей из трёх подземных диаметров: Таганско-Тверского (от площади Тверская Застава до Калитников), Арбатско-Мясницкого (от Каланчёвской площади, ныне Комсомольской, до Киевского вокзала) и Виндавско-Замоскворецкого (от Рижского вокзала до современной станции ЗИЛ). Его реализация была отложена из-за Первой мировой и Гражданской войн.
В 1923–1930 гг. отдел трамвайного треста Московской городской железной дороги разработал перспективную схему линий метрополитена, выполнил геологоразведку по трассе первой линии и создал технический проект транспортной системы мелкого заложения. В 1924–1926 гг. аналогичную работу по заданию Моспроекта выполнила германская фирма Siemens-Bauunion. 15 июня 1931 г. на пленуме Центрального комитета ВКП(б) было принято решение о сооружении метрополитена в Москве. 15 мая 1935 г. открыта первая очередь (13 станций, в том числе 10 от «Сокольников» до «Парка Культуры» и 3 на ответвлении «Улица Коминтерна», ныне «Александровский Сад», «Арбатская», «Смоленская»). 13 марта 1938 г. организовано раздельное движение поездов по двум линиям – Кировско-Фрунзенской (с 1990 Сокольническая) и Арбатско-Покровской; 11 сентября 1938 г. открыт первый участок Горьковско-Замоскворецкой (с 1990 Замоскворецкая) линии. 7 станций метрополитена были пущены в годы Великой Отечественной войны: в 1943 г. – «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»), «Ново-Кузнецкая» (ныне «Новокузнецкая»), «Павелецкая»; в 1944 г. – «Бауманская», «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» (ныне «Партизанская»), «Сталинская» (ныне «Семёновская»), «Электрозаводская».
Важное значение имело сооружение в 1950–1954 гг. Кольцевой линии и формирование в 1960–1980-е гг. так называемых радиусов (линий, связывающих окраины города с Кольцевой линией): Рижского (1958) и Калужского (1962; объединены в одну линию в 1971), Ждановского (1966) и Краснопресненского (1972; объединены в Ждановско-Краснопресненскую, ныне Таганско-Краснопресненскую, линию в 1975), Калининского (1979), Серпуховского (1983; с 1987 образовал Серпуховско-Тимирязевскую линию). В течение 1960–2000-х гг. одновременно с появлением новых радиусов происходила достройка существующих линий за счёт их удлинения на окраинах города. Первая хордовая связка между линиями появилась в 1983 г. (участок Горьковско-Замоскворецкой линии, с 1990 участок Замоскворецкой линии, с 1995 Каховская линия, с 2021 включена в состав Большой Кольцевой линии). В 1995 г. открылась Люблинская, ныне Люблинско-Дмитровская, линия, которая к 1997 г. образовала два новых пересадочных узла за пределами Кольцевой линии («Площадь Ильича» – «Римская» и «Пролетарская» – «Крестьянская Застава»). В 2003 г. начала функционировать преимущественно надземная эстакадная Бутовская линия. В 2004 г. создана не связанная с остальной сетью Московская монорельсовая транспортная система, выполнявшая роль хордового транспорта в северо-восточной части города и обеспечивающая до 2016 г. подвоз пассажиров к Останкинской башне и зданию Телецентра от станций ВДНХ (Калужско-Рижская линия) и Тимирязевская (Серпуховско-Тимирязевская линия). В 2016 г. система метрополитена интегрирована с городской электричкой (Московским Центральным Кольцом; стала технически отдельной линией в ведении «Российских железных дорог», но с едиными тарифами и возможностью бесплатной пересадки). С 2018 г. введены в строй участки Большой Кольцевой линии; общая длина действующих и строящихся участков составляет 70 км, число станций – 31.
По состоянию на 1 марта 2023 г. в Московском метрополитене 258 станций, в том числе 5 закрытых на реконструкцию 12 ноября 2022 г. на Замоскворецкой линии. Длина линий составляет 447,3 км в двухпутном измерении (2023). Ежедневный пассажиропоток – свыше 7 млн человек (2022). Согласно действующей Программе развития Московского метрополитена, к 2030 г. предполагается строительство около 60 станций, 10 депо, 3 новых линий.