Нарциссизм
Нарцисси́зм (неклинический нарциссизм), личностная черта, описывающая склонность к преувеличению собственной значимости, чувство превосходства и уникальности, потребность в восхищении со стороны других, эгоизм, высокомерие и низкую эмпатию по отношению к другим (The handbook of narcissism ... 2011; Narcissism today. 2021).
Название происходит от древнегреческого мифа о юноше Нарциссе, который влюбился в собственное отражение в наказание за то, что отверг любовь нимфы (Кун. 2007).
Несмотря на то что З. Фрейд описал нарциссизм (нарциссическую личность) в 1914 г., первые описания расстройства, связанного с преувеличением значимости собственной личности, относятся к концу 19 в. В конце 1960-х гг. появляется термин «нарциссическое расстройство личности», а также возникают «классические» психоаналитические подходы к рассмотрению нарциссизма – Х. Кохута (1966; 2003) и О. Кернберга (1967; 2000). Оба подхода рассматривают нарциссизм как часть нормального психического функционирования, а в случае высокой выраженности нарциссических проявлений – как патологическую характеристику. В 1980 г. нарциссическое расстройство личности было включено в «Диагностическое и статистическое руководство по психиатрическим заболеваниям» (DSM), с ним соотносятся 9 основных характеристик: чувство грандиозности или самозначимости, погружённость в фантазии о собственном успехе и власти, вера в собственную уникальность, потребность в восхищении, чувство привилегированности, использование других для достижения собственных целей, недостаток эмпатии, зависть и грубое отношение к другим (Ronningstam. 2016).
Отличия нарциссического расстройства личности и нарциссизма как личностной черты состоят в следующем: во-первых, личностная черта предполагает континуум различных степеней выраженности, тогда как расстройство описывается как дихотомическая категория; во-вторых, черта измеряется с помощью опросников, а не диагностического интервью, и на выборках здоровых людей. Разработка «Нарциссического личностного опросника» (Narcissic Personality Inventory) (Raskin. 1979), основанного на критериях нарциссического расстройства личности, стимулирует активные исследования и способствует миграции нарциссизма из клинической психологии в психологию личности (Furnham. 2013). Исследования, проведённые с помощью этого опросника на неклинических выборках, выделяют от 4 до 7 факторов, описывающих характеристики нарциссизма: использование других и присвоение их прав, стремление к лидерству, власти, ощущение превосходства, исключительности и восхищения собой, тщеславие и демонстративность (Emmons. 1984; Егорова. 2014).
Исследования нарциссизма позволили выделить два его вида: грандиозный (grandiose) и чувствительный (vulnerable), или сензитивный (hypersensitive), нарциссизм. Грандиозный нарциссизм связан с высокомерием, привилегированностью, высокой самооценкой, общительностью, агрессией, привлекательностью, готовностью рисковать. Чувствительный нарциссизм связан с эгоцентризмом, сниженной самооценкой, недоверием к другим и избеганием социальных взаимодействий, а также с негативными эмоциями.
По результатам многочисленных исследований половых различий в нарциссизме общей тенденцией является бо́льшая выраженность грандиозного нарциссизма у мужчин (Gender differences ... 2015).
Исследования связи нарциссизма и лидерства показали, что бо́льшая успешность обнаруживается при средней выраженности нарциссизма лидера, а также связана с экстраверсией и характеристиками социальной группы (Narcissism and leadership ... 2015).
Люди с высокой выраженностью нарциссизма чаще рассматриваются как привлекательные, что объясняется их стремлением больше заботиться о себе и умением показать себя (Holtzman. 2010). Межличностные отношения являются проблематичными в связи со стремлением быть в центре внимания, вызывать восхищение, а также низкой эмпатией по отношению к другим (Егорова. 2014).
В связи с развитием социальных сетей нарциссизм стал рассматриваться как черта, способствующая активному их использованию, в частности с целью самопрезентации и удовлетворения нарциссической потребности в восхищении со стороны других (McCain. 2018).
В мировой практике существует несколько методик диагностики нарциссизма. Одним из наиболее широко используемых в исследованиях является «Опросник нарциссической личности» (Narcissistic Personality Inventory, NPI) (Raskin. 1979), адаптированный в России (Шамшикова. Психометрический анализ ... 2010). Адаптирован также опросник «Шкала сензитивного нарциссизма» Х. М. Хендина и Дж. М. Чика (Hypersensitive narcissism scale, HSNS) (Hendin. 1997), диагностирующий сензитивный тип нарциссизма (Нестерова. 2017). Российскими авторами был разработан опросник «Нарциссические черты личности», включающий 9 шкал, описывающих нарциссические признаки по DSM APA (1994; 2000) (Шамшикова. Опросник «Нарциссические черты личности». 2010).
Нарциссические персонажи широко представлены в массовой культуре, в частности в кинематографе они представлены героями, которые за красивой внешней картинкой обнаруживают множество психологических проблем (Салахиева-Талал. 2019).