Фециалы
Фециа́лы (лат. fetiales), древнеримская жреческая коллегия, первоначально патрицианская, затем ставшая доступной плебеям (дата неизвестна). Античная традиция солидарна в том, что данный институт был заимствован у италиков, и приписывает его учреждение трём разным римским царям, последовательно правившим после Ромула, – Нуме Помпилию, Туллу Гостилию, Анку Марцию (7 в. до н. э.).
Вероятно, коллегия фециалов насчитывала 20 человек, избиравшихся кооптацией пожизненно. В известных из традиции ритуальных формулах коллегия действовала в составе 2 или 4 человек. Такие цифры могут свидетельствовать в пользу относительного позднего возникновения фециалов, поскольку численность древнейших римских жречеств кратна трём, соответственно трёхчастному племенному делению. Для осуществления ритуалов и произнесения необходимых при этом сакральных формул каждый раз особо избирался т. н. pater patratus (слово с неясным значением, в условном переводе «отец отряжённый» или «отец назначенный»). Назначал его вербена́рий (лат. verbenarius), прикоснувшись к голове другого фециала священной травой (вербеной), сорванной в крепости на Капитолии, причём обязательно с землёй, что отражает весьма архаичные представления магического характера. Вместе с этой травой вербенарий сопровождал делегацию фециалов.
К компетенции фециалов относились исключительно внешнеполитические акты сакрального характера, а именно: 1) ритуалы, связанные с урегулированием претензий; 2) ритуальное начало войны; 3) участие в заключении договоров, в том числе завершавших войну; 4) выдача лиц, нарушивших международные сакрально-правовые нормы; 5) консультации в сфере своей компетенции, т. е. по первым четырём направлениям.
Об участии фециалов в конкретных событиях известно немного, несмотря на значительную военную активность римлян. В исторические времена внешнеполитические акты, в том числе религиозного характера, исполнялись военачальниками и сенатскими послами. Поэтому сведения о важнейших функциях фециалов (объявление войны и заключение мира) происходят в основном из антикварной традиции, повествующей о легендарных временах. Но уже в этой традиции фециалы действовали исключительно по распоряжению политических властей. Представленные в ней ритуалы при объявлении войны и заключении мира обладали весьма архаичным характером с явными магическими элементами.
Особую важность имела процедура перехода от мира к войне, главной целью которой являлось обеспечить благосклонность богов. Для этого требовалось, чтобы именно противник оказался нарушителем мира, поскольку тогда война будет для римлян iustum, т. е. «справедливой» (в морально-этическом отношении) и «законной» (с формально-правовой стороны). Поэтому главной задачей фециалов считалось сохранить мир, как следует из перевода их латинского названия греческими авторами Дионисием Галикарнасским (Римские древности. II. 72) и Плутархом (Сравнительные жизнеописания. Нума. 12), которые использовали для этого слово είρήνη (мир).
Наиболее подробный рассказ о процедуре объявления войны со многими деталями содержится у Тита Ливия (I. 32. 4–14), Дионисия Галикарнасского (Римские древности. II. 72) и римского грамматика конца 4 в. н. э. Сервия (Ad Aen. IX. 52; X. 14). Согласно фециальному праву, непосредственно объявлению войны предшествовала довольно длительная процедура «предъявления претензий» (rerum repetitio/clarigatio). По решению Сената для этого отправлялась делегация во главе с pater patratus, который, прибыв на границу, обращался к Юпитеру в подтверждение справедливости предъявляемых требований. Такого рода формулу он произносил ещё три раза – первому встречному на чужой территории, в городских воротах и на площади. Далее обидчику предоставлялось трижды по десять дней для совещаний. В случае отказа фециал произносил сакральную формулу, обращаясь к богам и возлагая вину на противника. Этот этап именуется «клятвенное заверение/уведомление» (testatio/denuntiatio). На третьем этапе Сенат, заслушав царя (или консула в республиканскую эпоху) об итогах миссии фециалов, принимал решение об объявлении войны (indictio belli). Один фециал отправлялся к границам врага, где в присутствии трёх взрослых свидетелей произносил ритуальную формулу, в которой объявлялась война, и бросал на вражескую территорию копьё с железным наконечником или даже просто с обожжённым концом. Последний вариант (примитивное копьё с обожжённым наконечником) свидетельствует о чрезвычайной древности обряда.
Ритуал метания копья сохранился, хотя и в изменённом виде, даже тогда, когда с расширением римской державы его реальное осуществление столкнулось с серьёзными трудностями. Во время войны с эпирским царём Пирром (280–275 до н. э.) римляне, не найдя место, где фециалы могли бы осуществить этот обряд по отношению к «заморскому» врагу, взяли пленника из войска Пирра и заставили его купить участок земли перед храмом богини войны Беллоны. Этот участок объявили вражеской землёй для проведения необходимого ритуала начала войны. Позднее у храма Беллоны для той же цели была посвящена т. н. военная колонна (columna bellica). Последний известный случай, когда прибегли к метанию копья, по сообщению Диона Кассия, относится к императору Марку Аврелию в 178 г., перед выходом на маркоманскую войну.
Ритуальная процедура заключения мирного договора подробно изложена Ливием в рассказе о заключении соглашения между Римом и Альба-Лонгой при царе Тулле Гостилии (традиционные даты правления 673–641 до н. э.), а также Полибием. Согласно Ливию, вербенарий трижды получал от политической власти санкцию на свои действия: сначала на заключение договора, затем на то, чтобы сорвать священную траву, а в конце обмена ритуальными формулами – на право стать «вестником римского народа квиритов». И лишь затем фециал начинал действовать самостоятельно, назначив pater patratus для освящения договора. Во время ритуала тот убивал кремнёвым ножом поросёнка и произносил заклятие поразить римский народ в случае нарушения договора, как жрец поражает кабанчика, и настолько сильнее, насколько велика мощь Юпитера.
Как и другие жреческие коллегии (понтифики, авгуры, жрецы священнодействий) фециалы выступали в качестве консультантов в сфере своей компетенции. Они опирались на собственное учение, именуемое в источниках ius fetiale («фециальное право»). Однако данных об их консультационной деятельности немного, и, как правило, они касаются разрешения религиозно-политических задач, возникших в результате несоответствия новых условий архаичной ритуальной практике. Например, в 200 г. до н. э. консул спросил фециалов, следует ли объявить войну непосредственно самому македонскому царю Филиппу V или это можно сделать в ближайшей крепости в его царстве. На запрос фециалы постановили, что любой вариант правомерен (Ливий. XXXI. 8. 3; XXXVIII. 46. 11). Такой же ответ был дан и на запрос при объявлении войны сирийскому царю Антиоху III в 191 г. до н. э. (Ливий. XXXVI. 3. 7–12; XXXVIII. 46. 11).
Вполне достоверные сведения имеются об участии фециалов в выдаче лиц, виновных в нарушении международного права. Например, в 321 и 137 гг. до н. э. через фециалов стороне противника были выданы консулы (а в первом случае и другие командиры), которые были вынуждены в чрезвычайных обстоятельствах заключить невыгодные Риму договоры, отвергнутые затем сенатом. Тем самым вина за клятвопреступление ложилась непосредственно на тех, кто клятвенно заключил договор, а римский народ, соответственно, освобождался от обязательств, в том числе религиозного характера.
После 137 г. до н. э. сведения о деятельности фециалов исчезают. Август и другие императоры входили в эту коллегию, что говорит о её высоком статусе, но о её деятельности ничего неизвестно. Возможно, коллегия оставалась тщательно сохраняемым, но неактуальным реликтом глубокой архаики.