«Религия в пределах только разума» и Л. Н. Толстой
«Религия в пределах только разума» и Л. Н. Толстой. Сочинение И. Канта «Религия в пределах только разума» содержало ряд далеко не ортодоксальных взглядов на природу церкви, религии вообще и христианства в частности, критику иудаизма, вызывающее для того времени философское толкование некоторых основополагающих для христианства догматов и понятий (богочеловечества Христа, первородного греха, греха, вины, чудес и др.). Это стало причиной преимущественно негативного восприятия кантовской мысли даже в весьма либерально настроенных кругах протестантской Германии. В православной России И. Кант и вовсе прослыл атеистом, врагом человечества, подрывающим основы морали и религии, что в корне противоречило устремлениям самого Канта. Единственным исключением стал великий русский писатель Л. Н. Толстой, который удивительно глубоко проник в замысел философа. Причиной этому стала близость его собственных взглядов кантовским.
Толстой высоко ценил известные ему кантовские сочинения («Критика чистого разума», «Критика практического разума»). С текстом «Религии» Л. Н. Толстой начал плотно работать в августе – сентябре 1905 г., что отражено в дневниковых записях писателя (Толстой Л. Н. Дневник // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Москва, 1937. Т. 55. С. 162). Однако сохранились свидетельства того, что Толстой был знаком с этим текстом ещё ранее, уже в октябре 1904 г. (Маковицкий Д. П. У Толстого, 1904–1910 : «Яснополянские записки» Д. П. Маковицкого. Москва, 1979. Кн. 1. С. 100). Особым образом Толстому импонировало кантовское понимание единой религии разума и предложенное им толкование всеобщей истинной церкви. Не менее лестные оценки получило и кантовское описание Христа как морального учителя и критика статутарности церковных вер. Однако были и точки расхождения Толстого с Кантом. Прежде всего, Толстой полагал Канта не до конца последовательным в рассмотрении некоторых христианских догматов (например, догмата о грехопадении, получающего у Канта своеобразную философскую интерпретацию, но не отрицаемого полностью). Другим важным аспектом расхождения во взглядах мыслителей было отношение к учению Христа. Для Канта оно представляло вариант воплощения моральной религии, адаптированный к условиям времени его жизни, тогда как Толстой отождествлял исконное учение Христа с истинной религией разума.