Регнарт Якоб
Ре́гнарт Я́коб (флам. Jacob Regnart; Жак Реньяр, франц. Jaсques Regnart) (между 1540 и 1545, Дуэ, Французская Фландрия – 16.10.1599, Прага), франко-фламандский композитор.
С 1557 г. певчий при дворе эрцгерцога Максимилиана II в Праге. Брал уроки музыки там же у Я. Вата. После того как в 1564 г. Максимилиан стал императором Священной Римской империи, Регнарт переехал с императорской капеллой в Вену. В 1568–1570 гг. стажировался в Италии (вероятно, в Венеции), затем вернулся в венскую капеллу, где преподавал мальчикам основы теории музыки. С 1564 г. сочинения Регнарта стали включать в сборники музыки разных композиторов (в одном ряду с О. ди Лассо, Климентом-не-Папой, А. Утендалем и др.), с 1574 г. он активно печатал авторские сборники. С 1576 г. вице-капельмейстер при дворе императора Рудольфа II в Праге. С 1582 г. вице-капельмейстер, с 1585 г. капельмейстер при дворе эрцгерцога Фердинанда II в Инсбруке, вербовал для капеллы профессиональных певчих и инструменталистов из Италии и Нидерландов. После смерти Фердинанда (1595) и роспуска капеллы вернулся в Прагу, где в 1596 г. вновь занял должность вице-капельмейстера (при капельмейстере Ф. де Монте).
Регнарт, писавший духовную (католическую) и светскую вокальную музыку, одинаково хорошо владел и старым франко-фламандским, и новым итальянским стилем. Проявил себя как мастер имитационной полифонии в мессах (всего 37, изданы посмертно) и мотетах (более 120) преимущественно на 4–6 голосов, изданных в сборниках «Несколько духовных песен» («Sacrae aliquot cantiones», 1575), «Несколько песен» («Aliquot cantiones», 1577), «Мариал» («Mariale», на марианские молитвословные тексты, в том числе пятичастный «Stabat mater»; 1588) и др.
Огромную популярность в Германии ещё при жизни Регнарта приобрели его трёхголосные песни, написанные в стилистике итальянской вилланеллы [всего 67; изданы в 3 томах под названием «Занятные немецкие песни» («Kurtzweilige teutsche Lieder») в 1574, 1577 и 1579, с 1583 неоднократно переиздавались] в простой силлабике, моноритмической фактуре и с многочисленными параллельными квинтами. Верхний голос одной из таких песен, «Венера, ты и твоё дитя» («Venus, du und dein Kind»), после контрафактуры и некоторых изменений в мелодической линии лёг в основу лютеранской духовной песни «Auf meinen lieben Gott» («На моего любимого Бога [уповаю в нужде]»), которую обрабатывали М. Вульпиус, И. Г. Шейн («Канционал», 1627), Ф. Тундер, Д. Букстехуде (BuxWV 179), И. Пахельбель, Г. Бём, И. С. Бах (BWV 188; та же мелодия с текстом «Wo soll ich fliehen hin» [«Куда мне бежать»] – в BWV 5, 89, 136) и другие композиторы. Регнарт повлиял на «итальянский вкус» Л. Лехнера, который среди прочего переработал трёхголосные вилланеллы Регнарта в более изысканной и «правильной» манере для пяти голосов и издал в 1579 г. в собственном сборнике под названием «Новые немецкие песни» («Neue teutsche Lieder»). Сборник пятиголосных немецких песен Регнарта «Новые занятные немецкие песни» («Newe kurtzweilige teutsche Lieder», 1580), а также два сборника пятиголосных итальянских песен «Первая книга итальянских песен» («Il primo libro delle canzone italiane», 1574) и «Вторая книга итальянских песен» («Il secundo libro delle canzone italiane», 1581) не вызвали общественного резонанса, возможно, потому, что написаны сложнее, с применением имитационной полифонии. Они близки стилистике современного композитору итальянского мадригала, хотя и лишены характерных для итальянцев экспериментов в области хроматики и музыкальной риторики. Инструментальное наследие Регнарта составляют около 30 клавирных и лютневых интабуляций популярных танцев и песен.
Его брат Франсуа Регнарт (около 1530 – около 1600; точных биографических данных нет) – композитор, автор 23 шансон, опубликованных в сборнике «Стихи П. Ронсара и других поэтов» («Poésies de P. Ronsard et autres poètes», 1579), и 24 мотетов, опубликованных в сборнике «Новые духовные песни» («Novae cantiones sacrae», 1590).