Развитие Камбарского машиностроительного завода
Развитие Камбарского машиностроительного завода. В 18 в. Урал переживал стремительный рост металлургического производства. В 1741 г. промышленник А. Н. Демидов выкупил земли на левом берегу Камы у башкир-вотчинников Енейской волости. Наличие удобных небольших рек для создания прудов и обширных лесных массивов благоприятствовало созданию металлургического завода.
Возведение предприятия началось в 1761 г. под руководством П. Г. Демидова. Была выстроена плотина заводского пруда длиной 800 м, 2 железоделательные кричные фабрики, лесопильная и мукомольная мельницы. Строительство завода было завершено в 1767 г., тогда же в устье реки Камбарка была создана заводская пристань.
Во время восстания Пугачёва 1773–1775 гг. Камбарский завод захватывался восставшими, предприятие дважды останавливалось.
В 1774–1796 гг. средняя производительность Камбарского завода составляла 60 тыс. пудов железа в год. Согласно плану 1775 г., в составе завода действовали 3 железоделательные фабрики, каждая на 2 двухместных кричных горна и 3 молота, кузница, фабрика для изготовления воздуходувных мехов.
В 1-й половине 19 в. производство на заводе расширялось. В 1830 г. построена гвоздорубная фабрика, в 1847 г. сооружена нижняя плотина, при которой были созданы прокатная и слесарная фабрики, кузница на 4 горна. Средняя производительность предприятия в 1842–1861 гг. составила 90 тыс. пудов железа в год.
Несмотря на расширение производства, финансовое положение Камбарского завода вследствие истощения источников руды и сведения окрестных лесов на топливо начало ухудшаться. В 1835 г. над заводами Суксунского горного округа (в который входил Камбарский завод) было учреждено попечительство, в 1848 г. завод был арендован Товариществом Суксунских горных заводов, образованным кредиторами Демидовых. В 1863 г. завод взят в казённое управление и назначен на продажу с публичных торгов. В 1886 г. Камбарский завод был выкуплен у казны А. П. Демидовым, однако в 1891 г. предприятие обанкротилось и вновь попало в казённое владение.
Выпуск продукции на заводе неуклонно снижался, составив 64 тыс. пудов в 1868 г., 30 тыс. пудов в год в 1870–1872 гг. Предприятие не обеспечивалось регулярно железной рудой и топливом и работало с простоями.
В 1893 г. Камбарский завод был куплен купцом Г. С. Кондюриным, частично реконструирован и отремонтирован. После реконструкции в составе предприятия начали работу пудлинговая, чугунолитейная и 2 прокатные фабрики. В 1896 г. была создана Камбарская пароходная пристань. Численность постоянных рабочих на заводе составила 300 человек, объём выпуска – 64 тыс. пудов сортового железа и 10 тыс. пудов чугунного литья.
В 1918 г. Камбарский завод национализирован и остановлен. В июне 1919 г. предприятие преобразовано в Государственный экипажный завод № 6. На новое предприятие были мобилизованы рабочие бывшего металлургического завода и кустарные работники процветавшего в Камбарке промысла – изготовления телег и тарантасов. Завод получил военно-срочный заказ на обеспечение Рабоче-Крестьянской Красной Армии телегами и обозами. Экипажный завод находился в неудовлетворительном состоянии, его мощности не соответствовали новому назначению, часть оборудования была утрачена в ходе войны, снабжение сырьём велось в недостаточном количестве. Данные проблемы привели к оттоку рабочих с производства: в марте 1921 г. на заводе работало около 700 человек, в октябре – уже 145 человек. В 1923 г. предприятие было законсервировано.
В 1933 г. на базе бывшего металлургического завода и школы фабрично-заводского ученичества был создан Камбарский литейно-механический завод, подчинённый тресту «Лесосудмашстрой». Завод специализировался на выпуске железнодорожного узкоколейного подвижного состава (вагонетки конной тяги, платформы) и оборудования для лесной промышленности. В 1934 г. на заводе установлена малая дизельная электростанция на 125 кВт. В 1933 г. на предприятии трудилось около 200 человек, в 1940 г. – уже 300. В конце 1930-х гг. был построен Камбарский порт.
В 1944 г. предприятие получило современное название – Камбарский машиностроительный завод. В 1950–1960-е гг. введены в строй сварочный, мотовозный, вагонный, инструментальный и тепловозный цеха. С переходом на электроснабжение от построенной в 1963 г. Воткинской ГЭС решилась проблема нехватки энергии на предприятии.
Начался выпуск снегоочистителей (1947), трелёвочных лебёдок с двигателем (1949), малогабаритных землесосных установок (1952), мотовозов (1957), строительно-ремонтных поездов (1959), узкоколейных тепловозов (1960). В начале 1980-х гг. на заводе создан ширококолейный тепловоз ТГМ-40, экспортировавшийся во многие страны социалистического лагеря: Вьетнам, Кубу, Польшу, Венгрию, Болгарию, КНДР и др.
Экономический кризис 1990-х гг. затронул и Камбарский машиностроительный завод. Предприятие начало искать новые виды продукции. С 1994 г. выпускается путевая техника для компании РЖД (служебные и дефектоскопные автомотрисы, специальный подвижной состав), в 2006 г. началось производство вагонов и тепловозов для детских железных дорог. В 2019 г. Камбарский машиностроительный завод признан банкротом, однако продолжил свою деятельность. Основой производства остаётся железнодорожная техника, в том числе мотовозы для обслуживания тоннелей метрополитенов. Также на заводе производится оборудование для нефтехимической отрасли (сосуды и аппараты, работающие под давлением, теплообменники), криогенные резервуары, испарители, газификационные установки, газификаторы, инерционные грохоты, элеваторы, грануляторы, барабанные сита. Численность занятых 223 человека (2022).