Дизельная электростанция
Ди́зельная электроста́нция (ДЭС), энергетическая установка (автономный источник электроснабжения), преобразующая механическую энергию вращения коленчатого вала дизельного двигателя в электрическую энергию, вырабатываемую генератором переменного тока. Диапазон мощностей ДЭС от нескольких десятков Вт до нескольких МВт. ДЭС работают в двух основных режимах эксплуатации: длительном и резервном (в случае перебоев в сети). Различают стационарные и передвижные ДЭС. Стационарные ДЭС имеют среднюю мощность от 750 кВт (большие – от 3000 кВт и более). В состав ДЭС входят: дизельный двигатель; электрогенератор; топливная и выхлопная системы; контрольно-измерительные приборы; системы шумоподавления, автоматизированного управления, защиты агрегатов ДЭС (при достижении предельных значений температуры охлаждающей воды и масла, давления масла, частоты вращения генератора или при возникновении короткого замыкания в линии и др.). Для снижения расхода топлива дизельного двигателя применяется турбонаддув; воздух, прежде чем попасть в камеру сгорания, сжимается в турбокомпрессоре, его турбина приводится в движение выхлопными газами. ДЭС характеризуются высокой экономичностью, устойчивой работой, лёгким и быстрым запуском, большим моторесурсом и долговечностью. ДЭС предназначены для электроснабжения мест, удалённых от линий электропередач, а также в районах, где источники водоснабжения ограничены и сооружение паросиловой или гидросиловой установки невозможно. Стационарные ДЭС комплектуются главным образом синхронными генераторами.
Передвижные ДЭС широко используются в сельском хозяйстве, лесной промышленности, в геологоразведочных экспедициях и др. в качестве основного, резервного или аварийного источника электропитания силовых и осветительных сетей. На транспорте (дизель-поезд, дизель-электроход и др.) ДЭС применяются в качестве основной энергетической установки. На передвижных ДЭС используются в основном быстроходные дизели (3000 мин–1), отличающиеся высоким расходом топлива, меньшим ресурсом, большим шумом. Автоматизированные ДЭС мощностью до 10 кВт устанавливают на одноосном автомобильном прицепе; мощностью 20 кВт и более – на двухосном автоприцепе с крытыми кузовами. В их состав, кроме дизель-электрического агрегата, входят: силовой распределительный шкаф (щит), шкаф автоматического управления, пульт дистанционного управления, отопительно-вентиляционные установки, выпрямители и аккумуляторные батареи для питания системы автоматики. Первые передвижные ДЭС в СССР были построены в 1934 г.