Протестантизм во Вьетнаме
Протестанти́зм во Вьетна́ме, протестантские деноминации, действующие во Вьетнаме с 1884 г. доныне. В 21 в. протестантизм – самая быстрорастущая конфессия Вьетнама по числу последователей. По данным переписи 2019 г., со 187 тыс. человек в 1975 г. их количество увеличилось до 960,6 тыс. в 2019 г. (1% от общей численности населения). Бо́льшая часть протестантов страны – представители горных народов Вьетнама.
Появление протестантских организаций во Вьетнаме
Первые протестантские приходы появились на территории Вьетнама с основанием французской колонии – Французского Индокитая. Протестантские храмы, предназначенные для европейцев, были построены в Хайфоне (1884), в Ханое и Сайгоне (ныне Хошимин, 1902).
Инициативу по распространению протестантизма среди вьетнамцев взяла на себя организация «Христианский и миссионерский альянс» (ХМА; Christian and Missionary Alliance, C&MA), основанная в 1887 г. в США верующими разных протестантских деноминаций с целью распространения Евангелия по всему миру. Поначалу американские миссионеры, проповедовавшие на английском, не могли закрепиться во Вьетнаме из-за слабого знания местности, языка и обычаев вьетнамцев, а также из-за сложностей в отношениях с французскими властями. Первые вьетнамцы приняли крещение в протестантском приходе в Дананге в 1911 г. Первые обращения в протестантизм (кальвинизм, конгрегационализм) представителей горных народностей Французского Индокитая состоялись в 1925 г. Члены ХМА проводили активную типографскую работу: печатали и раздавали переводы Нового Завета, религиозные брошюры и катехизисы.
Отношение к вьетнамским традициям и культуре со стороны протестантских пасторов было двойственным: с одной стороны, практиковалась «адаптация» учения, которое приспосабливалось под интересы местного населения, с другой – неумеренная адаптация ставила под угрозу точность передачи христианских догматов.
В 1920 г. была создана французская комиссия для основания протестантской миссии в Индокитае, однако активность французских протестантов встретила сопротивление со стороны некоторых католиков во Вьетнаме. Вместе с тем работу комиссии поддержал Хо Ши Мин, написавший в 1921 г. членам комиссии письма, где в целом высказал поддержку её деятельности. При этом он подчеркивал, что народ Вьетнама в первую очередь угнетён материально, а не духовно.
Начало Второй мировой войны 1939–1945 гг. осложнило положение протестантов в Индокитае, поскольку Ф. Петен и его сторонник, генерал-губернатор Индокитая Жан Деку (1884–1963), были убеждёнными католиками. Японская оккупация Индокитая также не способствовала стабильности положения: в частности, в апреле 1943 г. японцы арестовали всех европейских протестантских пасторов в провинции Митхо.
Протестанты во второй половине 20 – начале 21 вв.
После ухода французов из Индокитая (1954) протестанты подвергались дискриминации в Республике Вьетнам (на юге современного Вьетнама) в правление Нго Динь Зьема (1955–1963), опиравшегося на католиков. На севере с приходом к власти коммунистической партии и созданием Демократической Республики Вьетнам произошло разделение общины: половина протестантов переселились на юг, а оставшиеся на севере, признав патриотизм одним из своих принципов, создали легальную религиозную организацию – Вьетнамскую евангелическую церковь (вьет. Hội Thánh Tin Lành Việt Nam, англ. Evangelical Church of Vietnam). При этом во Вьетнаме доныне существуют две организации с одним и тем же названием: южная ведет свою историю с 1927 г., северная – с 1955 г. На севере среди горных народов были распространены сепаратистские настроения, поэтому с протестантизмом в горной местности коммунистические власти решительно боролись.
После объединения страны коммунистами (1976) ХМА был вынужден искать пути взаимодействия с ними на всей территории страны. Численность протестантов постоянно росла, поэтому постепенно альянс перепоручил дальнейшее распространение протестантизма самим вьетнамцам. Во многих вьетнамских провинциях возникли приходы и богословские школы. Ныне власти открыто не противодействуют регистрации новых протестантских общин.
В течение 20 в. во Вьетнаме помимо ХМА начали действовать и другие протестантские деноминации: адвентисты, баптисты, меннониты и др., но их численность и влияние остаются незначительными.