«Просто Мария» (сериал)
«Про́сто Мари́я» (исп. «Simplemente María»), мексиканский сериал в жанре теленовеллы. Снят режиссёрами Б. Шеридан и А. Рипштейном в 1989 г. по заказу компании Televisa. Продюсерами выступили В. Пимштейн и С. Мехия. Состоит из 150 эпизодов продолжительностью 41–44 мин. Впервые транслировался на мексиканском телеканале El Canal de las Estrellas в 1989–1990 гг. Кроме Филиппин, где демонстрировался 148-серийный вариант, экспортная версия шоу не имела отличий в разных странах.
Сюжет, созданный аргентинской писательницей С. Алькантарой, был адаптирован группой сценаристов во главе с К. Ромеро, К. Фахер и Г. Ортигосой. Версии 1989 г. предшествовали 4 другие адаптации исходного сюжета с тем же названием – перуанской телесети Panamericana Televisión 1969–1971 гг., бразильской телесети TV Tupi 1970 г., венесуэльской телесети Cadena Venezolana de Televisión 1971 г. и аргентинской компании Argentina Televisora Color 1980 г. [под названием «Роза… издалека» («Rosa… de lejos»)]. В 2015 г. Televisa выпустила новый ремейк старого сюжета, почти полностью повторяющий сюжет теленовеллы 1989 г. и сохранивший оригинальное название. Адаптацией сценария является и российско-украинский сериал «Поцелуй!» (2013).
Сюжет
В центре повествования – наивная 18-летняя крестьянка Мария Лопес (В. Руффо), которая приезжает в Мехико в надежде вырваться из нищеты. Мария нанимается горничной в дом богатой семьи Вильяр и влюбляется в Хуана Карлоса (М. Саваль), сына главы семейства Густаво (К. Баэс). Девушка беременеет от молодого человека, который, однако, быстро теряет интерес к героине, к её судьбе и будущему ещё не рождённого ребёнка.
Брошенная Мария знакомится с учителем Виктором Карреньо (Х. Гарса), который влюбляется в девушку. Не проявляя своих чувств, он даёт ей кров в своём бедном доме и учит её грамоте. Мария изучает швейное мастерство и преуспевает в нём. Когда Виктор признаётся ей в любви, Мария, не доверяющая мужчинам после обмана Хуана Карлоса, отвергает наставника и покидает его дом.
Со временем Мария становится успешным модельером. Через 20 лет она вновь встречается с Виктором, чьи чувства к ней так и не прошли, и отвечает ему взаимностью. Выросший сын Марии, Хосе Игнасио (Т. Маури), знакомится с девушкой Лаурой (А. Гутьеррес), и молодые люди влюбляются друг в друга. Она оказывается дочерью сводной сестры Хуана Карлоса – Лорены (Г. Гольдсмит). Вскоре пара женится. Лорена, которая была главной противницей Марии во время пребывания той в доме Вильяр, не может простить такого унижения и пытается убить Хосе Игнасио; беременная Лаура не переживает потрясения, теряет ребёнка и умирает сама.
Отношения Марии и Виктора портятся из-за козней её манекенщицы, и они разводятся. Мария отправляется в Европу, чтобы развивать свой бизнес там. Она попадает в аварию и переживает амнезию. Лорена сжигает её фабрику. Оставшись ни с чем, Мария оказывается в приюте матушки Кармелы. Её находят и забирают в Мехико, где к ней постепенно возвращается память. На родине Мария узнаёт, что её расставание с Виктором стало результатом обмана, и она воссоединяется с бывшим мужем, решив выйти за него снова. Хосе Игнасио делает предложение своей возлюбленной, Исабель (А. Ривера). На свадьбу приходит Лорена де Вильяр, которая стреляет в Лопесов и пытается скрыться на автомобиле. В ходе погони полицейские попадают в бензобак её машины, и она сгорает заживо.
Рецепция, адаптации, критика
Теленовелла пользовалась успехом среди мексиканских зрителей и в 1990 г. получила 4 номинации на премию TvyNovelas [«Лучший телесериал года», «Лучшая актриса» (В. Руффо), «Лучший актёр» (М. Саваль), «Лучшая антагонистка» (Г. Гольдсмит)], однако не удостоилась ни одной из наград.
Экспортная версия сериала «Просто Мария» демонстрировалась более чем в 100 странах. Наибольшим успехом он пользовался в странах Восточной Европы и особенно – в бывших социалистических странах (например, в Болгарии и Вьетнаме). В России теленовеллу показывал Первый канал Останкино в 1993–1994 гг., и она имела большой успех.
Теленовелла 1989 г. демонстрировалась в странах Латинской Америки (так, в Бразилии её показывали дважды – в 1991–1992 и 1997), однако она не вызвала такого интереса, как другие телесериалы. Среди всех ремейков «Просто Марии» 1967 г. наибольшую популярность и влияние в самой Латинской Америке обрела перуанская версия 1969 г., во многом задавшая вектор развития жанра мыльной оперы в регионе во 2-й половине 20 в.
Критики связывают с сериалом «Просто Мария» становление теленовеллы как жанра, сочетающего развлечение с обучением и пропагандой образования среди низших социальных слоёв на континенте. В то же время обращалось внимание на предвзятость сюжета (и, в частности, его версии 1989) в отношении индейского населения Латинской Америки. Так, становление Марии как образованной, независимой и успешной женщины показано как её «очищение» от своей индейской идентичности.