Правительственность
Прави́тельственность (правительность, управленчество, гувернаментальность; франц. Gouvernementalité), концепция из социальной философии М. Фуко, эволюционировавшая до отдельного направления исследований. В общем смысле правительственность означает «руководство поведением», предполагающее, что управление человеческой деятельностью может производиться с помощью рациональных инструментов, правил и норм. Правительственность воздействует на индивида как на элементарную единицу населения с помощью инструментов политической экономии и статистики.
Вопреки устоявшемуся стереотипу, понятие правительственности не является синтезом слов «управление» (франц. gouverment) и «ментальность» (франц. mentalité), а представляет собой переход прилагательного в существительное, как в случае с пространством (франц. spatial) и пространственностью (франц. spatialite). Кроме этого, М. Фуко часто использует понятия правительственности и управления как синонимы, что также осложняет перевод. На русский язык понятие переводили как «гувернаментальность», «правительность», «искусство управления», «управленчество».
М. Фуко в лекциях «Безопасность, территория, население» описывает переход от досовременных практик правления, заключающихся в идее суверенитета, к правительственному государству 17–18 вв. (Фуко. 2011). Суверенитет представляет собой негативную форму власти, выражающуюся в праве суверена отнимать жизнь, начинать войны (Дин. 2016. С. 270). Искусство управления как способ отправления власти отражает противоположную логику, представляющую власть как способ приумножения, улучшения. Подобное искусство существовало и до 17–18 вв., но по ряду причин (крупные войны, в том числе религиозные) не могло занять доминирующего положения.
Стремительный рост населения в Европе в 17–18 вв. и снижение частоты военных конфликтов ставили перед правительствами новые задачи. В первую очередь, рост населения менял оптику управления. До этого единицей анализа была семья; она же выступала моделью для более крупных социальных единиц и даже государства в целом (см. Патернализм). Рост населения привёл к появлению наук, охватывающих популяцию как математическое целое. Статистика и политическая экономия раскрыли закономерности, которые невозможно увидеть на микроуровне отдельных семей, например среднюю продолжительность жизни, женскую фертильность, смертность от болезней и т. д. Правительственность с помощью соответствующих инструментов стремится увеличить благо как отдельных индивидов, составляющих население, так и всего населения, понятого как целое, как отдельная реальность и одновременно объект воздействия.
Правительственность представляет собой не только определённый исторический режим власти, но и образ мышления, присущий в той или иной степени всем формам власти начиная с эпохи модерна (Rose. 2006. P. 86). Например, в институтах государства всеобщего благосостояния, универсальной медицины и других формах социальной поддержки населения можно увидеть проявления мышления правительственности. Перечисленные институты стремятся не только регулярно приносить индивидам благо, но и менять их привычки, целеполагание, управлять их поведением. Несмотря на социальные выгоды, приносимые стратегиями правительственности, последние критикуют за десубъективацию и патернализм.
Начиная с 1990-х гг. понятие правительственности трансформировалось в отдельное направление социальных исследований (англ. governmentality studies). Исследователи расширяют и углубляют теоретические инструменты, предложенные М. Фуко. Например, австралийские исследователи Элайн Джеффрис и Гэри Сигли расширили прежде европоцентричную оптику правительственности для исследования практик управления в Китае (China's Governmentalities. 2009). Критический географ Джон Брайан Харли использовал интуиции Фуко для описания того, как практики управления воплощаются в картографии (Harley. 1989). Правительственность выступает в качестве интердисциплинарного инструмента, способного концептуализировать властные практики в сферах медицины, экологии, экономики, менеджмента на всех уровнях.