Анаксимен
Анаксиме́н (Анаксимен из Милета, Ἀναξιμένης ὁ Μιλήσιος) («расцвет» 546, ум. около 528–525 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Ученик Анаксимандра. В предложенной Анаксименом (трактат «О природе») теории материи и естественного происхождения Вселенной, в отличие от идей Анаксимандра, противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д. не предсуществуют в изначальной «смеси», а представляют собой превращённые формы единой праматерии – безграничного воздуха. Физическое изменение трактуется при этом как чисто количественное «сгущение» и «разрежение» праматерии: сгущаясь, воздух (аэр) становится водой и землёй, разрежаясь – огнём, из которого образуются небесные тела. Воздуху присуще «вечное движение», он не только порождает все тела, но и выступает «скрепляющим», формообразующим принципом – мировым «дыханием», обеспечивающим целостность всего космоса и всех живых организмов, – так в рамках параллелизма макро- и микрокосмоса впервые вводится понятие мировой души (фрагмент В 2). Исходя из аэроцентризма, Анаксимен объяснял также землетрясения и различные метеорологические феномены. Философское значение физической теории Анаксимена – в первой попытке редукции не только феноменального множества вещей, но и всего многообразия чувственных (т. н. вторичных) свойств к количественным различиям единой бескачественной субстанции, вечной и бесконечной. В поздней доксографии аэр Анаксимена прямо отождествляется с «богом», согласно более достоверным источникам, Анаксимен называл «богами» порождения воздуха – стихии, светила или бесчисленные миры. Натуралистический пантеизм Анаксимена повлиял на ионийское Просвещение (Ксенофан, Гераклит) и традицию аллегорической интерпретации мифологических богов как явлений природы.