Пермская психологическая школа
Пе́рмская психологи́ческая шко́ла, научно-исследовательский коллектив под руководством В. С. Мерлина, сложившийся в 1950-е гг. в Пермском государственном педагогическом институте (ПГПИ, ныне Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, ПГГПУ). Основные темы научно-исследовательской работы школы – психология личности, теория темперамента, индивидуальный стиль деятельности и интегральное исследование человеческой индивидуальности.
Научная школа определяется как сообщество учёных разных статусов, компетенции и специализации, координирующих под руководством лидера свою исследовательскую деятельность, внёсших вклад в реализацию и развитие исследовательской программы и способных активно представлять и защищать цели и результаты этой программы (Герасимов. 1977. С. 126). По классификации Г. Лайтко пермская психологическая школа может быть отнесена к категории научных школ со структурой, ориентированной на центр, и контактной коммуникацией. «Этот тип непосредственно соответствует "классической" научной школе с индивидуальным авторством в отношении основополагающей идеи и с группой учеников, концентрирующихся вокруг главенствующей личности» (Лайтко. 1977. С. 235).
В 1954 г. профессор В. С. Мерлин был приглашён на должность заведующего кафедрой психологии ПГПИ, где проработал до своей кончины в апреле 1982 г. Ко времени переезда в Пермь Мерлин был уже сложившимся учёным: в 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию «Волевая деятельность и условный рефлекс», в 1950 г. – докторскую диссертацию «Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта». В годы Великой Отечественной войны занимался реабилитацией ослепших военных в клинике Института психологии МГУ (ныне Психологический институт Российской академии образования) при эвакогоспитале в Свердловской области. В центре научных интересов Мерлина были проблемы психологии личности и психофизиологии индивидуальных различий, в первую очередь темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Исследования индивидуального стиля деятельности были начаты им ещё в Казани и развиты в кандидатской диссертации и последующих работах его ученика Е. А. Климова (1959; 1968).
В 1959 г. в Пермском книжном издательстве была опубликована монография В. С. Мерлина «Очерк психологии личности», в которой автор обобщил зарубежные и отечественные психологические исследования личности, в том числе собственные и своих сотрудников. В этой книге Мерлин предложил понимать сущность личности как систему отношений человека к окружающей действительности, поставил вопрос об уникальности, неповторимости каждой личности, показал истоки этой уникальности, представил оригинальную позицию в понимании структуры личности, взаимосвязи и взаимовлияния отдельных её компонентов. Можно считать, что данная монография положила начало пермской научной школе Мерлина.
Возникновению научной школы немало способствовало и открытие в 1959 г. в ПГПИ аспирантуры. У В. С. Мерлина появились ученики, некоторые их них после окончания аспирантуры становились сотрудниками кафедры психологии. Начал формироваться научный коллектив, работающий по единой исследовательской программе. Первоначально к исследовательской группе Мерлина принадлежали выпускники Ленинградского университета (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) И. М. Палей, А. В. Пенская и А. И. Ильина, а также Г. В. Быстрова, выпускница Казанского университета. В 1961 г. аспирантом, а затем сотрудником кафедры стал выпускник ПГПИ Б. А. Вяткин, в 1962 г. – Л. Д. Василенко, выпускница Пермского университета, Х. М. Тёпленькая и Э. И. Маствилискер, выпускницы Ленинградского пединститута имени А. И. Герцена (ныне РГПУ); в 1963 г. – В. В. Белоус, выпускник Саратовского университета, в 1964 г. – М. Р. Щукин и в 1965 г. – А. А. Коротаев, оба выпускники МГУ. Так сложилось ядро научной школы Мерлина, состав которого был относительно стабилен и ограничивался сотрудниками кафедры и аспирантами. Вместе с тем он постоянно обновлялся и расширялся за счёт новых аспирантов. Динамика кадрового состава кафедры психологии и аспирантуры представлена в работе Е. Ю. Вороновой.
Динамика кадрового состава кафедры психологии ПГПИ
Период | 1954–1955 | 1956–1960 | 1961–1965 |
Сотрудники кафедры психологии | В. С. Мерлин В. В. Пшеничнов В. С. Павлюченков А. Д. Пястолова И. М. Палей А. В. Пенская А. И. Ильина | В. С. Мерлин В. В. Пшеничнов В. С. Павлюченков А. Д. Пястолова И. М. Палей А. В. Пенская Х. М. Тёпленькая | В. С. Мерлин В. С. Павлюченков А. Д. Пястолова А. В. Пенская Г. В. Быстрова Б. А. Вяткин Л. Д. Василенко Н. С. Уткина М. Р. Щукин Р. С. Гольдштейн |
Аспиранты | И. М. Палей А. И. Ильина Г. В. Быстрова Н. С. Уткина | Х. М. Тёпленькая Б. А. Вяткин Э. Ш. Басырова Л. Д. Василенко А. В. Кучменко Л. А. Копытова А. К. Байметов В. В. Белоус | |
Период | 1966–1970 | 1971–1975 | 1976–1982 |
Сотрудники кафедры психологии | В. С. Мерлин Э. И. Маствилискер В. В. Белоус Г. В. Быстрова Б. А. Вяткин Л. Д. Василенко Н. С. Уткина М. Р. Щукин А. А. Коротаев В. В. Маркелов А. И. Ильина Р. С. Гольдштейн | В. С. Мерлин Э. И. Маствилискер В. В. Белоус Г. В. Быстрова Б. А. Вяткин Л. Д. Василенко М. Р. Щукин А. А. Коротаев В. В. Маркелов Е. А. Силина Т. С. Тамбовцева А. И. Ильина | В. С. Мерлин Э. И. Маствилискер В. В. Белоус Г. В. Быстрова Б. А. Вяткин Л. Д. Василенко М. Р. Щукин А. А. Коротаев В. В. Маркелов Е. А. Силина Т. С. Тамбовцева Л. П. Демидова А. И. Щебетенко |
Аспиранты | А. А. Коротаев С. А. Соловьёва А. И. Оконешникова Л. А. Вяткина Л. П. Калининский Р. И. Аллагулов Г. Н. Казанцева И. Л. Тихонова А. К. Карпова | Э. В. Штиммер М. Б. Прусакова Т. П. Палкина В. Г. Дорогокужи В. П. Бояринцев Л. П. Колчина Е. А. Силина В. В. Люкин | Л. П. Демидова Н. Г. Тонконог Г. С. Пьянкова В. В. Анисимов А. А. Ерошенко В. А. Соколов И. Х. Пиколов Б. Б. Пысин |
Источник: (Воронова. 2008. С. 79)
Развитие научной школы В. С. Мерлина при его жизни можно условно разделить на 2 этапа. Первый, 1954–1970 гг., связан с исследованиями личности, индивидуального стиля деятельности и темперамента. Второй, 1970–1982 гг., – с исследованиями взаимосвязи свойств темперамента со свойствами нервной системы и личности, разработкой общих принципов интегрального исследования индивидуальности и поисками их эмпирического подтверждения.
Основные направления работ школы В. С. Мерлина с 1950-х до 1970-х гг. – проблемы личности и темперамента. Сотрудники кафедры И. М. Палей, А. И. Пенская, Х. М. Тёпленькая, А. И. Ильина и аспиранты Г. В. Быстрова, Н. С. Уткина, Б. А. Вяткин, А. В. Кучменко исследовали проблемы психологии личности и психофизиологии; Е. А. Климов, М. Р. Щукин, Л. А. Копытова – проблемы психологии труда и индивидуального стиля деятельности в связи с типологическими свойствами нервной системы. В 1959 г. Палей и Климов успешно защитили кандидатские диссертации, выполненные под руководством Мерлина.
Другое направление исследовательской деятельности В. С. Мерлина и его сотрудников – дифференциальная психофизиология. Проблемы темперамента и его связи со свойствами нервной системы были предметом научного интереса Мерлина на протяжении всей его жизни, в особенности с 1950-х гг. В 1950–1960-е гг. коллектив кафедры психологии ПГПИ, возглавляемый Мерлиным, изучал проявления темперамента, связь темперамента и общительности, эмоциональности, сдержанности, соотношение темперамента со свойствами высшей нервной деятельности, с отношениями личности, происхождение и развитие темперамента. В это же время сложилась и получила научное признание школа дифференциальной психофизиологии Б. М. Теплова, исследования которой дали работам Мерлина опору в понимании взаимосвязи свойств нервной системы и темперамента. Как писал об этом Мерлин, «наша первоначальная задача заключалась в сопоставлении типологических свойств нервной системы и психологических свойств темперамента. <…> Наши показатели свойств нервной системы были или заимствованы из лаборатории Б. М. Теплова или основаны на полученных им результатах» (Мерлин. 1967. С. 60). В отличие от «аналитического» направления исследований свойств нервной системы в школе Теплова, Мерлин изучал не отдельные свойства, а симптомокомплексы свойств темперамента и личности. Такое направление определило содержание последующих работ школы Мерлина в изучении психологических характеристик темперамента как психодинамического образования, обусловленного свойствами нервной системы. Результатом этой научной работы стал труд Мерлина «Очерк теории темперамента» (1964), в котором были сформулированы отличительные признаки свойств темперамента, описаны его происхождение и развитие, зависимость свойств темперамента от свойств нервной системы, отличие свойств темперамента как психологического феномена от свойств нервной системы, с одной стороны, и свойств личности, с другой. Примечательно, что рецензентом книги был Теплов. Одно из теоретических достижений Мерлина – отчётливое различение свойств нервной системы как подчиняющихся законам физиологии и свойств темперамента как подчиняющихся законам психологии. Была обнаружена и эмпирически обоснована многозначная связь свойств темперамента со свойствами нервной системы.
На первом этапе развития школы Мерлина задача обеспечения надёжности и обоснованности эмпирических исследований решалась специально созданными или уже имевшимися валидными и надёжными психодиагностическими методиками и разнообразными статистическими методами обработки данных. Для работ по психологии темперамента и личности это был новый объективный подход, сменивший доминировавшие значительное время описательные работы.
Проблемы индивидуального стиля деятельности также были предметом постоянного внимания В. С. Мерлина. Они нашли отражение в его публикациях разного времени и обобщены в последней монографии «Очерк интегрального исследования индивидуальности» (1986). Мерлин сформулировал ряд актуальных и ныне положений о структуре индивидуального стиля, его формировании, механизмах приспособления возможностей субъекта к требованиям деятельности, зоне операциональной неопределённости и т. п. В этом русле в 1960–1970-е гг. была выполнена серия диссертационных исследований (М. Р. Щукин, А. К. Байметов, Л. А. Вяткина, М. Б. Прусакова, Э. В. Штиммер, В. В. Люкин).
Исследования индивидуального стиля деятельности в профессиональной, учебной деятельности и в общении показали, во-первых, значимость различий людей в свойствах нервной системы и темперамента для успешности выполнения сложной деятельности (именно эти различия определяют своеобразие индивидуального стиля), во-вторых, нефатальный характер этих различий (поскольку успешность может быть достигнута различными способами при разных свойствах нервной системы и темперамента) и, в-третьих, значимость собственной активности человека, его чрезвычайную пластичность в приспособлении к разным ситуациям. В 1973 г. вышло второе издание «Очерка теории темперамента», в которое вошли главы, написанные учениками и сотрудниками Мерлина: о возрастном развитии темперамента (Э. И. Маствилискер), структуре темперамента (В. В. Белоус), темпераменте как факторе спортивной деятельности (Б. А. Вяткин).
На втором этапе развития школы В. С. Мерлина, с начала 1970-х гг., в научно-исследовательском мировоззрении и эмпирических работах появились новые черты – использовались ЭЭГ-техники при изучении характеристик нервной системы, внедрялись математические модели инварианта, дискриминанта, таксона для описания функциональных отношений свойств в типе темперамента (Б. Б. Пысин, В. В. Белоус, В. П. Бояринцев, А. К. Карпова, Е. А. Силина), организовывались первые для того времени лонгитюдные исследования, комплексные междисциплинарные исследования человека, особенно его биологических свойств (морфологических антропометрических показателей телосложения, кардиоритмов и оксигенации) и их соотношения со свойствами нервной системы и темперамента, в том числе совместно с кафедрой анатомии и физиологии ПГПИ (Е. А. Силина, А. Л. Трегубов). Первые ученики Мерлина – Е. А. Климов и Б. А. Вяткин – защитили докторские диссертации. Состоялся целый ряд кандидатских защит: А. И. Оконешникова, Г. Н. Казанцева, Э. В. Штиммер, А. К. Карпова, Р. И. Аллагулов, Л. П. Калининский, В. П. Бояринцев, Л. П. Колчина, Е. А. Силина, А. А. Ерошенко, В. А. Соколов, И. Х. Пикалов, Б. Б. Пысин.
В 1970-е гг. возрос общественный интерес к личности как целостной системе, в психологическом сообществе проходили дискуссии о структуре личности, расширялось применение системного подхода. В этот период школа В. С. Мерлина, которого всегда интересовала проблематика целостной личности, перешла к изучению не отдельных свойств человека, а его целостной индивидуальной характеристики – интегральной индивидуальности. Типичными становятся исследования свойств, принадлежащих различным уровням человеческой индивидуальности, внутри- и межуровневых связей между ними, опосредующих их промежуточных переменных. Возник новый системный междисциплинарный подход к изучению человека и к психолого-педагогическому обеспечению его развития в деятельности, направленный на стимулирование самостоятельного выбора субъектом своих действий не только в соответствии с объективными требованиями и задачами, но и со сложившимися индивидуальными особенностями самого субъекта. С использованием системного подхода, «принципа значности» (в соответствии с которым однозначные или одно-многозначные связи имеют место внутри любой подсистемы индивидуальности, а много-многозначные связи – между свойствами любых, но различных подсистем индивидуальности) начались исследования разноуровневых свойств и взаимосвязей между ними, их онтогенетического развития, влияния на опосредующие звенья в многоуровневой иерархии индивидуальности. Систематическое изложение концепции интегральной индивидуальности Мерлин представил в монографии «Очерк интегрального исследования индивидуальности» (1986), которая была опубликована посмертно благодаря стараниям его учеников и коллег.
Под руководством В. С. Мерлина защищены 3 докторские и 31 кандидатская диссертация. Под редакцией Мерлина вышел 21 сборник научных трудов сотрудников и аспирантов кафедры психологии ПГПИ.
После ухода В. С. Мерлина из жизни в 1982 г. начался новый (современный) этап развития Пермской психологической школы. Заведующим кафедрой психологии ПГПИ стал доктор психологических наук, профессор В. В. Белоус. Его основные исследования касались разработки симптомокомплексов и инвариантов темперамента. В 1985 г. Белоус переехал в Пятигорский институт иностранных языков, где создал собственный исследовательский коллектив. В том же году кафедру психологии ПГПИ возглавил доктор психологических наук, профессор Б. А. Вяткин, который продолжил разработку концепции интегральной индивидуальности Мерлина и провёл большую организаторскую работу по открытию психологического факультета, созданию диссертационного совета, привлёк в аспирантуру и докторантуру новых учеников и последователей научных взглядов Мерлина. В рамках концепции интегральной индивидуальности под руководством Вяткина продолжились исследования различных проблем индивидуальности, были подготовлены и защищены докторские диссертации. Так, Л. Я. Дорфман (1994) предложил оригинальное понимание метаиндивидуальности. А. А. Волочков разрабатывал проблему соотношения стиля учебной деятельности и стиля учебной активности (2009). Существенным вкладом в развитие теории интегральной индивидуальности было системное изучение структуры способностей как определённого сочетания разноуровневых свойств, проведённое Т. М. Хрусталевой (2004). Роль и место этничности изучались В. Ю. Хотинец (2000), психология познания индивидуальности – С. Ю. Ждановой (2005). Впервые в рамках пермской психологической школы проблемы психогенетических основ интегральной индивидуальности исследовал Д. С. Корниенко (2011).
В наиболее полном и обобщённом виде исследования, выполненные под руководством Б. А. Вяткина, представлены в итоговой коллективной монографии «Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа» (2011).