Парадоксы спроса
Парадо́ксы спро́са (эффект Веблена), увеличение спроса на некоторые дорогостоящие товары со стороны отдельных категорий потребителей при росте цен. Парадоксы спроса наблюдаются при отсутствии ограничений клиента по платёжеспособности. Описаны Т. Вебленом в книге «Теория праздного класса» (1899). Нерациональное с позиций классической теории спроса экономическое поведение объясняется приверженностью конкретной торговой марке, формированием (с помощью рекламы) групп ценителей определённых брендов и статусных товаров. Иногда увеличение спроса на подорожавший товар можно объяснить убеждённостью потребителя в том, что рост цены отражает улучшение качества товара. Парадоксы спроса могут проявиться как реакция потребителя на предположение о том, что рост цены связан с сокращением производства и возможным товарным дефицитом.