Папоцезаризм в православной традиции
Папоцезаризм в православной традиции. Несмотря на то что папоцезаризм является преимущественно характеристикой взаимоотношений папы Римского с западноевропейскими и центральноевропейскими монархами, нечто подобное встречалось и в православных государствах. В российской истории папоцезаризм существовал в 17 в. Патриарх Филарет, отец царя Михаила Романова, получил дополнительный титул «Великий государь», что было нехарактерно для православной традиции, т. к. патриарх, будучи монахом, не может занимать государственных должностей. Несмотря на это, Филарет подписывал совместно с царём практически все государственные документы. Позднее патриарх Никон получил от царя Алексея Михайловича аналогичный титул, однако в 1658 г. начался конфликт между царём и патриархом, итогом которого стал церковный собор 1666 г. Тогда Алексей Михайлович с помощью патриархов Александрийской, Антиохийской, Константинопольской и Иерусалимской православных церквей снял Никона с патриаршей должности. Позднее власть и влияние патриархов уменьшались: появилась новая концепция симфонии властей, согласно которой за царём закреплялась государственная сфера деятельности, а за патриархом – церковная. При этом за ними обоими была закреплена формальная ответственность и за государство, и за церковь, которая постепенно переходила в сферу интересов царя. Россия в годы патриаршества Филарета и Никона может считаться примером папоцезаризма, который в 18 в. сменился цезарепапизмом.
Черногория с 1516 по 1852 гг. – пример восточного папоцезаризма. Официально государство называлось Митрополство Црногорско, что в отечественной историографии часто переводится как Княжество-епископство Черногория, а с 1796 г. именовалось Черногория и Брда (черногор. Црна Гора и Брда). Формально Княжество-епископство Черногория не было признано другими участниками международной политики как независимое государство, оно являлось частью Османской империи, над которой империя имела ограниченный контроль, т. к. черногорцы вели партизанскую войну против османов. В 1516 г. митрополит Зетский (Цетинский) Вавила был выбран черногорцами в качестве правителя Черногории, что положило начало формированию папоцезаризма. С момента основания Княжества-епископства Черногория и до 1697 г. должность князя-епископа (владыки) была выборной. В 1697 г. был выбран новый князь-епископ – Данило Петрович-Негош, основатель династии Петровичей-Негошей; должность князя-епископа стала наследственной. В 1852 г. князь-епископ Данило I Петрович отказался от митрополичьего сана, провозгласив Черногорию светским государством. Династия Петровичей-Негошей, таким образом, правила Черногорией до 1918 г.
В 20 в. примером восточного папоцезаризма стала Республика Кипр в годы президентства архиепископа Макариоса III. Макариос III, являясь главой Кипрской православной церкви, стал первым президентом Кипра после того, как Кипр в 1960 г. получил независимость от Великобритании. Макариос III стал предстоятелем церкви в 1950 г. и возглавил борьбу греков-киприотов против британцев, выступая за получение независимости, рассчитывая в будущем присоединить остров к Греции. В 1955 г. на Кипре началось восстание против британской колониальной администрации, Макариос III был отправлен в ссылку на Сейшельские о-ва. В начале 1959 г. он принимал участие в обсуждении будущего Кипра в Лондоне, а конце года был избран президентом, вступив в должность в 1960 г. В июле 1974 г. на Кипре произошёл государственный переворот, Макариос III был вынужден эмигрировать, но к концу года он вернулся и был восстановлен в должности президента, которую занимал до своей смерти в 1977 г.