Панмонголизм
Панмонголи́зм, термин русского философа Вл. С. Соловьёва, отражающий его идею исторического возмездия европейско-христианской цивилизации со стороны восточных племён. Термин употреблён философом в качестве заглавия к одноимённому стихотворению 1894 г., впервые опубликованному в журнале «Вопросы жизни» (1905) и раскрывающему мистическую философию истории мыслителя. В нём Соловьёв спорил с Ф. И. Тютчевым, который в стихотворении «Русская география» (1848 или 1849) писал о русской монархии: «От Нила до Невы, от Эльбы до Китая, / От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная» – как истинной христианской империи и души человечества (Тютчев. 2002. С. 200). Соловьёв поднимал тему национального эгоизма России, не воспринявшей урок «павшей Византии», предрекал её отречение от христианской истины и дальнейшее разрушение дикими восточными племенами. С точки зрения Соловьёва, гибель России стала бы гибелью всей европейско-христианской цивилизации. Одновременно в стихотворении философ признал утопичность своего проекта свободной теократии, отмечая, что история христианского человечества завершится не торжеством Вселенской церкви, а эсхатологической катастрофой.
Первая строфа стихотворения «Панмонголизм» послужила эпиграфом к «Краткой повести об антихристе» – приложению к работе Соловьёва «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (Соловьёв. 1914. С. 193). В повести Соловьёв отмечал, что 20 в. будет веком последних войн, революций и междоусобиц. Панмонголизм – общий термин для всех восточных сил, национальная идеология, объединяющая между собой страны Востока. Согласно сюжету «Краткой повести…», идею панмонголизма провозглашают японцы. Захватив Китай и Корею, объединённая армия монголов движется в Европу, проходит Россию, которая уже не является форпостом между Востоком и Западом. В пророческой манере Соловьёв заключал, что Европа будет покорена монголами и новое иго продлится полвека, а 21 век ознаменуется восстанием объединённых европейских народов и свержением восточного ига. В период, когда освобождённая Европа будет представлять собой союз свободных государств – европейские соединённые штаты, к власти придёт «грядущий человек» – антихрист, который построит свою политику на псевдогуманистических принципах и заменит ими христианские ценности.
Мотив гибели христианских начал в России и Европе присутствует у Соловьёва также в статье «Византизм и Россия». Статья является развитием строк стихотворения «Панмонголизм»: «Когда в растленной Византии / Остыл божественный алтарь / И отреклися от Мессии / Иерей и князь, народ и царь» (Соловьёв. 1974. С. 104). В статье Соловьёв критиковал Русское государство за наличие антихристианского духа и выбора вавилонско-византийского деспотического пути, подавляющего свободу Церкви. Таким образом, Соловьёв подчёркивал, что антихристианская угроза существует не только извне от сил панмонголизма, но и внутри самой России.
Термин «панмонголизм» является продолжением развития историософских взглядов Соловьёва начала 1890-х гг. В этот период философ размышлял о неизбежном столкновении Европы и Азии в работах «Китай и Европа» (1890), «Япония» (1890), «Враг с Востока» (1891). В статье «Враг с Востока» философ отмечал, что дальняя Азия готовится одолеть христианский мир своими культурными и духовными силами, а именно китайской государственностью и буддийской религией. Тема угрозы с Востока появляется у Соловьёва под влиянием К. Н. Леонтьева. В письме В. В. Розанову от 13 июня 1891 г. Леонтьев писал, что китайцы призваны завоевать Россию в период пика её вторичного смесительного упрощения (Леонтьев. 1996. С. 417–418).
А. А. Блок в качестве эпиграфа ко 2-му изданию своего стихотворения «Скифы» (1918) использовал первые четыре строки стихотворения «Панмонголизм». Блок отмечал, что Соловьёв в поздний период своего творчества нарисовал апокалиптическую картину натиска монгольских племён и гибель христианского Запада за грехи и измену Божественной правде. Однако в стихотворении «Скифы» Блок иначе представлял нравственный и культурный распад от монгольской угрозы. Он полагал, что под влиянием ненависти «старого Запада» к новой, постреволюционной России последняя перестанет быть «щитом» между двух враждебных культур и в действительности явит Западу свою варварскую и тёмную сторону.
Историософские взгляды Соловьёва и Блока отражены в поэтических образах. И если Соловьёв видел в панмонголизме возмездие России за её увлечения национализмом и за отступление от универсального христианского пути, то Блок, напротив, считал панмонголизм возмездием Европе за неподобающее отношение к новой России.