Остряков Николай Алексеевич
Остряко́в Никола́й Алексе́евич (до 1933 или 1934 Николай Митрофанович Остряков) [4(17).5.1911, Москва – 24.4.1942, восточный берег бухты Круглая (Омега), близ городской черты Севастополя, ныне в самой черте города], советский военный деятель, лётчик и парашютист, преподаватель парашютного дела, генерал-майор авиации (1940), Герой Советского Союза (1942, посмертно). Окончил в 1941 г. Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава Военно-Морского Флота (ВМФ) при Военно-морской академии ВМФ имени К. Е. Ворошилова в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Происхождение
По уточнённым данным, сын крестьянина села Злынь Болховского уезда Орловской губернии (ныне Болховского района Орловской области) Митрофана Васильевича Острякова [ранее было известно, что имя отца Острякова начиналось на букву «М» (Николай Остряков. 2012. С. 13)] и его супруги [с 23 февраля (8 марта) 1907] Марии Тимофеевны, урождённой Бараночниковой, происходившей из села Алексеевское Звенигородского уезда Московской губернии (ныне деревня городского округа Солнечногорск Московской области). В 1933 г. или в начале 1934 г. изменил отчество в честь отчима (с 1921) – мастера-литографа Алексея Матвеевича Моторина (1900 – не ранее 1944).
Молодые годы
Работал слесарем на чугунолитейном и слесарно-механическом заводе «Красный металлист» в Москве (1926–1929). По комсомольской путёвке уехал на строительство южного участка Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали в Казакской АССР (ныне Казахстан), где работал мотористом, затем механиком буксирного катера при возведении железнодорожного моста через реку Или (1929).
Автослесарь в грузовом автопарке Московского коммунального хозяйства, гараже Московского городского отдела здравоохранения (1930). Шофёр 2-го Московского автобусного парка (1930–1932).
Пилот и парашютист
Прошёл курс обучения по программам пилотов (1932) и инструкторов парашютного дела (1933) в Центральной лётной школе Осоавиахима. Получил право перевозить грузы, а также должностных лиц, выполнявших специальные задания.
Заместитель начальника – старший лётчик-инструктор Высшей парашютной школы Осоавиахима (1933–1934), подготовил 350 парашютистов, 40 инструкторов парашютного дела, 23 руководителя парашютных кружков. Одновременно испытывал парашюты и парашютное снаряжение производства Парашютного завода № 1 Народного комиссариата лёгкой промышленности СССР и разработки Особого конструкторского бюро Научно-исследовательского института Военно-воздушных сил (ВВС) Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).
Новатор и популяризатор массового парашютного спорта в стране, один из первых обладателей звания «мастер парашютного спорта СССР» (1934). Выполнял экспериментальные, в том числе затяжные, прыжки с самолёта в различных положениях (всего свыше 300) с высоты от 2,5 тыс. м в 1933 г. до 80 м в 1935 г. (награждён орденом Красной Звезды, 1935).
На службе в РККА
В июне 1934 г. добровольно вступил в РККА. Прошёл курс ускоренной переподготовки на военного лётчика.
В военной авиации Народного комиссариата внутренних дел СССР
В 1934–1937 гг. служил в авиации войск НКВД СССР (до июля 1934 Объединённое государственное политическое управление при Совете народных комиссаров СССР). Член спортивного общества «Динамо» (с декабря 1934).
Старший лётчик-инструктор парашютно-десантной службы в специальной школе войск НКВД СССР Украинского округа, одновременно инструктор парашютной секции аэроклуба «Динамо» в Киеве (1934–1936; в начале января 1937 награждён орденом Красного Знамени).
В конце 1936 – осенью 1937 гг., находясь в специальной командировке, на стороне республиканского правительства добровольцем участвовал в Гражданской войне в Испании 1936–1939 гг. Воевал в составе 12-й авиационной группы (Grupo 12) ВВС Испанской второй республики, использовал имя Армандо Гарсиа: командир отдельного авиационного отряда, затем 1-й авиационной эскадрильи (1937; награждён орденом Красного Знамени). Освоив бомбардировщик СБ, совершил около 250 боевых вылетов, приобрёл опыт взаимодействия авиации и ВМФ. Отличился 29 мая 1937 г., нанеся бомбовый удар по стоявшему на рейде в порту о. Ивиса флагманскому тяжёлому крейсеру Третьего рейха «Дойчланд» («Германия»), что вызвало серьёзный пожар на судне и многочисленные жертвы среди германского экипажа.
В ВВС РККА
В 1937 г. состоял в распоряжении начальника ВВС РККА. В конце декабря того же года по итогам пребывания в Испании за отличие произведён народным комиссаром обороны СССР Маршалом Советского Союза К. Е. Ворошиловым из старшего лейтенанта (минуя звание капитана) в майоры.
На службе в ВВС ВМФ СССР
В предвоенные годы
В 1937–1939 гг. служил в ВВС Черноморского флота (ЧФ) в воинских формированиях, базировавшихся близ селения Спат Симферопольского района Крымской АССР (ныне посёлок городского типа Гвардейское Симферопольского района Республики Крым): командир 71-й скоростной бомбардировочной авиационной бригады (до лета 1938) и сформированного на её основе 40-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (1938–1939); в 1939 г. за отличие (полк признан лучшим в бомбардировочной авиации ВМФ СССР) досрочно получил очередное воинское звание – полковник.
Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (1938–1942, избран в декабре 1937 от Северо-Осетинской АССР). Член ВКП(б) (с 1938); делегат XVIII съезда партии от Крымской областной организации с правом совещательного голоса (1939).
В 1939 г. переведён в ВВС Тихоокеанского флота: командир 29-й авиационной бригады (1939–1940), заместитель командующего (1940–1941). В 1941 г. освоил новый истребитель МиГ-3.
Один из руководителей обороны Севастополя
В начале Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. подал рапорт с просьбой об отправке на фронт.
Командующий ВВС ЧФ (с конца октября 1941, назначен вместо снятого с должности за плохое руководство и аморальное поведение генерал-майора авиации В. А. Русакова). Прибыл в Севастополь в начале ноября. После потери ВВС ЧФ в оборонительных боях за Крымский полуостров в сентябре – октябре почти 50 % самолётов сумел сохранить в начале Севастопольской обороны 1941–1942 гг. оставшиеся машины и обеспечить боеспособность авиации. Улучшил управление авиацией, объединив колёсные (истребители и штурмовики) и лодочные (морские ближние разведчики) самолёты в сухопутную и морскую авиационные группы соответственно, затем создал в сухопутной группе бомбардировочную группу из нескольких бомбардировщиков ДБ-3 и Пе-2. Уделял особое внимание организации воздушной разведки. В условиях наличия ограниченного количества самолётов (около 100), чтобы увеличить число самолёто-вылетов в день, закрепил за каждой машиной по 2–3 лётчика. Вследствие утраты в первые дни обороны аэродромов Кача и Бельбек (с севера от Севастополя), Нижний Чоргунь и Байдары (с юго-востока от Севастополя) к середине декабря переоборудовал аэродромные площадки южнее Исторического бульвара (ныне в районе улицы Куликово Поле) и на мысе Херсонес в аэродромы Куликово поле и Херсонесский маяк – с укрытиями для сухопутной авиации и личного состава. Защитил аэродром Херсонесский маяк, предложив перевести с внешнего рейда в бухту Казачья плавучую несамоходную зенитную батарею № 3; в марте 1942 г. начал строительство третьего сухопутного аэродрома в Юхариной балке (в 7 км на северо-запад от мыса Фиолент; ныне в городской черте Севастополя). В ходе Севастопольской обороны, добившись от Военного совета ЧФ права летать, совершил свыше 100 боевых вылетов (в декабре 1941 освоил истребитель Як-1), чем укреплял боевой дух защитников города.
Обстоятельства гибели
Вместе с заместителем начальника Управления ВВС ВМФ генерал-майором авиации Ф. Г. Коробковым, прибывшим в Севастополь в преддверии активизации наступательных действий вермахта на Керченском полуострове (операция «Охота на дроф»), днём 24 апреля 1942 г. осматривал филиал 36-й Окружной авиационной ремонтной мастерской. По завершении осмотра смертельно ранен при бомбардировке мастерской самолётами люфтваффе (вместе с Остряковым погибли Коробков, рабочие и военнослужащие, всего – свыше 40 человек). Предположительно, бомбардировка не была случайной, а противник сумел отследить передвижение Острякова и Коробкова: согласно версии П. И. Алгинина, служившего с 1940 г. в Управлении ВВС ЧФ, германские радисты перехватили телефонный звонок, сделанный с командного пункта ЧФ оперативным дежурным и адъютантом Острякова лейтенантом О. А. Драгуновым, с сообщением о выезде в мастерские командующего ВВС (Алгинин. 2005. С. 228).
Награждён орденом Ленина (1942, посмертно). Навечно зачислен в списки личного состава Управления ВВС ЧФ.
Похоронен на кладбище Коммунаров в Севастополе.
Историческая память
В 1943 г. по инициативе адмирала Н. Г. Кузнецова 29-й авиационной бригаде ВВС Тихоокеанского флота присвоено имя Острякова [в том же году переформирована в дивизию, меняла названия: минно-торпедная (2-я – в 1943–1947, 3-я – в 1947–1961), затем морская ракетоносная (3-я – в 1961–1971, 25-я – с 1971), с 1945 – Рананская; в 1993 расформирована]. В 1943–1947 гг. на Тихоокеанском флоте выходила газета «Остряковец» (с 1939 «На боевом курсе»).
Имя Острякова носят станция (в 1874–1952 Сарабуз) Крымской железной дороги в посёлке городского типа Гвардейское, проспекты в Севастополе (с 1975, в 1951–1975 улица Острякова) и Владивостоке (с 1965), улицы в Москве (с 1965), Симферополе, посёлке городского типа Гвардейское и в ряде других российских населённых пунктов. Имя Острякова было присвоено рыбному траулеру морозильному (супертраулеру) государственного рыбопромышленного предприятия «Атлантика» (Севастополь; спущен на воду в 1976, списан в 2008).
Образ Острякова получил отражение в исторических повестях [«Генерал Остряков» Г. Э. Сорокина (1944; переиздана в 1956 под названием «Небо Севастополя» в книге «Два героя»), «Лётчик генерал Остряков» (1959) и «Крылатый генерал» (1971) Н. А. Губанова, «Улетая – возвращайся» А. С. Салуцкого (1969) и др.] и в кинофильме «Море в огне» (1970, режиссёр Л. Н. Сааков, роль командующего ВВС ЧФ исполнил Д. А. Щербаков).
Острякову установлены памятники в Севастополе (1973, скульптор К. Г. Кошкин; на месте гибели) и во Владивостоке (2020, скульптор И. Л. Топчий), бюсты в г. Артём Приморского края (скульптор И. С. Денисов, в 1964–1995 находился на территории авиационного гарнизона Западные Кневичи близ города, затем перенесён), Севастополе (2019) и посёлке городского типа Гвардейское.