Остермайер Альберт
О́стермайер Альбе́рт (Albert Ostermaier) (род. 30.11.1967, Мюнхен), немецкий писатель, драматург, поэт; член Баварской академии изящных искусств (2015), член Академии наук и литературы в Майнце (2023).
В 1987–1988 гг. изучал архитектуру в Мюнхенском техническом университете, в 1988–1990 гг. – право, затем этнографию и медиевистику в Мюнхенском университете; учёбу оставил, получив в 1990 г. литературную стипендию Мюнхена. С конца 1980-х гг. публиковал стихи и прозу в литературных журналах и антологиях, в 1988 г. выпустил первый поэтический сборник «Отклонение от меридиана» («Verweigerung der Himmelsrichtung»).
Поэзия Остермайера полна насмешек над языком массмедиа, речевыми штампами и сентиментальными представлениями о лирике. Отказываясь от заглавных букв, знаков препинания и строфики, создавая своего рода коллажи из языка повседневности, англицизмов, идиом, автор добивается целостности текста, придавая стихам жёсткий ритм, ассоциирующийся с исполнением рэпа. В сборниках «СТИХающее сердце» («Herz Vers Sagen», 1995), «Хардкор» («Heartcore», 1999) ритм, темп определяют особое звучание стиха, которое Остермайер уподобляет ударам сердца, а поэзию – «пульсу искусства». Обращаясь к любовной лирике, поэт во многом сохраняет такой ритм стихосложения; использует метаиронию, метаязыковую игру (см. Постмодернизм в литературе), отчасти ориентируясь на взгляды Р. Барта, сформулированные им во «Фрагментах речи влюблённого» (1977), создаёт свою азбуку любовных чувств (сборник «Слетая с губ»; «Über die Lippen», 2019).
Основные темы драматургии и прозы писателя – утрата человеком своей идентичности и её поиск, требующий отказа от навязываемых социальных ролей. Остермайер обращается к вопросу о значении художника в современном мире. Произведение искусства мыслится писателем как вызов, провокация, высвобождение смысла слова из-под власти языковых клише. Названия произведений и сборников часто строятся как каламбуры.
Эстетика драматургии Остермайера складывалась под воздействием эпического театра Б. Брехта и экспрессионистской драмы. «Эффект очуждения» (Verfremdungseffekt) в его пьесах достигается при помощи элементов кабаре, гротеска, приёма «театра в театре», монтажа, жеста, киновставок, ремейков. Многие пьесы строятся как монодрамы, представляющие внутренние конфликты, которые происходят в сознании героя. Произведения Остермайера интертекстуальны, в них действуют множество литературных персонажей или их осовремененные двойники, герои античных мифов и германского эпоса, изображаются писатели, исторические лица.
Драматургическим дебютом стала пьеса «Между двух огней. Топография Толлера» («Zwischen zwei Feuern. Tollertopographie», 1993, поставлена в 1995). В ней показаны последние часы жизни Э. Толлера. Глубокий диссонанс личности, приведший героя-писателя к самоубийству, художественно воплощен в противоборстве с его двойником – в схватке мечтателя и циника. Пьеса «Снимая второсортный фильм» («The Making of B.-Movie», 1998), написанная как ответ на пьесу Б. Брехта «Ваал» (1918, опубликована в 1922, поставлена в 1923), ставит вопрос о конструировании современной медиаиндустрией псевдоискусства и новых кумиров. Жизнь как произведение искусства, как расплата за творческий дар показана в пьесе «Пой для меня, смерть!» («Sing für mich, Tod!», 2009), повествующей о трагической гибели К. Вивье. Действие пьес А. Остермайера, особенно его монодрам, часто происходит в замкнутом пространстве: в номере отеля «Мэйфлауэр» («Между двух огней. Топография Толлера»), в запертой комнате, где в полной изоляции оказывается маклер, поражённый неизвестным вирусом безумия («Возбудитель болезни»; «Erreger», 2000). В пределах одной маленькой комнаты происходит действие пьесы «Отеческий язык» («Vatersprache», 2002), представляющей монолог героя, обращающегося к умершему отцу, которого он не знал: так передана утрата связи молодёжи со старшим поколением и с родиной. Драматург часто обращается к классическим литературным сюжетам, радикально перерабатывая их, вводя новые контексты или уподобляя своих персонажей их литературным прототипам: «Мадам Бовари» («Madame Bovary», 2014) и др. Остермайер неоднократно обращался к «Песни о Нибелунгах», представив свою драматургическую сагу-трилогию на ежегодном летнем Фестивале Нибелунгов в Вормсе: «Резня» (Gemetzel», 2015), «Золото» («Gold», 2016), «Зной» («Glut», 2017). Автор сотрудничает со многими сценами Германии, был постоянным драматургом Национального театра Мангейма, Баварского государственного драматического театра в Мюнхене, венского «Бургтеатра» и др. Пишет также радиопьесы, оперные либретто.
С 2008 г. публикует прозу: романам «Зефир» («Zephyr», 2008), «Пришло его время» («Seine Zeit zu sterben», 2013), «Ленц в Ливане» («Lenz in Lebanon», 2015) и др. присущи обильное цитирование, игра с клише массовой литературы.
Выступал художественным руководителем, участником многих литературных мероприятий, в том числе Фестиваля Т. Бернхарда, Международного фестиваля Брехта в Аугсбурге.
Премия Эрнста Толлера (1997), премия Клейста (2003), премия Бертольта Брехта (2010) и др.